Skip to content

Четверостишье есенина про осень: Стихи Есенина про осень: лучшие стихотворения об осени Сергея Есенина

Стихи про осень — Сергей Есенин

Интересные стихи про осень Сергея Есенина:

***
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

(Сергей Есенин)

***
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень — рыжая кобыла — чешет гривы.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

(Сергей Есенин)

Осень

Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.

Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.

И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.

Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

(Сергей Есенин)

Осень

Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл — страдания людей!
Режет серп тяжелые колосья,
Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп — овин.
Словно дьякон, на кобылу гаркнув,
Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,
Головами стелют по земле
И цепами маленькие кости
Выбивают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,
Что солома — это тоже плоть!..
Людоедке-мельнице — зубами
В рот суют те кости обмолоть.

И, из мелева заквашивая тесто,
Выпекают груды вкусных яств…
Вот тогда-то входит яд белесый
В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек одрасив,
Грубость жнущих сжав в духмяный сок,
Он вкушающим соломенное мясо
Отравляет жернова кишок.

И свистят по всей стране, как осень,
Шарлатан, убийца и злодей.
Оттого что режет серп колосья,
Как под горло режут лебедей.

(Сергей Есенин)

Осень

Песни, песни, о чем вы кричите?
Иль вам нечего больше дать?
Голубого покоя нити
Я учусь в мои кудри вплетать.

Я хочу быть тихим и строгим.
Я молчанью у звезд учусь.
Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.

Хорошо в эту лунную осень
Бродить по траве одному
И сбирать на дороге колосья
В обнищалую душу-суму.

Но равнинная синь не лечит.
Песни, песни, иль вас не стряхнуть?..
Золотистой метелкой вечер
Расчищает мой ровный путь.

И так радостен мне над пущей
Замирающий в ветре крик:
«Будь же холоден ты, живущий,
Как осеннее золото лип».

(Сергей Есенин)

***
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

(Сергей Есенин)

***
Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью черной на окнах сырых.

Люди, веселые в жизни забвения,
Как велики вы в глазах у других
И как вы жалки во мраке падения,
Нет утешенья вам в мире живых.

Капли осенние, сколько наводите
На душу грусти вы чувства тяжелого.
Тихо скользите по стеклам и бродите,
Точно как ищете что-то веселого.

Люди несчастные, жизнью убитые,
С болью в душе вы свой век доживаете.
Милое прошлое, вам не забытое,
Часто назад вы его призываете.

(Сергей Есенин)

***
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.

Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь.
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.

Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.

(Сергей Есенин)

Осенней ночью

Как скелеты тощих журавлей,
Стоят ощипанные вербы,
Плавя ребер медь.
Уж золотые яйца листьев на земле
Им деревянным брюхом не согреть,
Не вывести птенцов — зеленых вербенят,
По горлу их скользнул сентябрь, как нож,
И кости крыл ломает на щебняк
Осенний дождь.
Холодный, скверный дождь!

О осень, осень!
Голые кусты,
Как оборванцы, мокнут у дорог.
В такую непогодь собаки, сжав хвосты,
Боятся головы просунуть за порог,
А тут вот стой, хоть сгинь,
Но тьму глазами ешь,
Чтоб не пробрался вражеский лазутчик.
Проклятый дождь!
Расправу за мятеж
Напоминают мне рыгающие тучи.

(Сергей Есенин)

***
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветер,
По-осеннему шепчут листья.

(Сергей Есенин)

***
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

(Сергей Есенин)

***
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

(Сергей Есенин)

стихи про осень есенина | morestihov.ru

Осень

Р.В.Иванову

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

***

«Нивы сжаты, рощи голы…»

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

***

По-осеннему кычет сова

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

***

О красном вечере задумалась дорога…
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

***

Осень

Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.

Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.

И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.

Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

***

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Замолкла роща золотых деревьев…

Это означает, что любой первоначальный рифмованный образец был изменен. В этой конкретной версии стихотворения читатель сможет найти в основном полные рифмы во второй и четвертой строках каждой строфы. Есть несколько моментов, например, в четвертой строфе, в которых рифмы могут меняться в зависимости от произношения слов.

Хотя версии различаются, этот конкретный перевод Антона Яковлева был разделен на шесть наборов из четырех строк или четверостиший. Все строки этих четверостиший довольно похожи по длине и количеству слогов.

Читатель должен также принять к сведению тот факт, что при публикации единственным названием, данным этой части, была первая строка. Это была необычная практика, особенно в 1800-х и начале 1900-х годов. Это упрощает структуру стихотворения и позволяет ему существовать на своих собственных условиях, не придавая читателю чрезмерного значения названию.

 

Краткое изложение

Замолчала роща золотых деревьев…

Замолчала роща золотых деревьев » Сергея Есенина описывает ход времени и его влияние на все формы жизни.

Поэма начинается с рассказа говорящего о том, как роща деревьев потеряла листву. Он сидит в печальной тени того, что было раньше. Журавли, которые всегда пролетали через эту область, пролетают над ней, не желая приземляться. Это то, что не следует оплакивать. На самом деле, говорит спикер, все мы путешественники. Все существа на планете находятся в постоянном движении во времени.

В следующих строках он начинает говорить о себе от первого лица и ссылается на то, что он не исключение. Время изменило его, как и все остальное. В конце концов он умрет, а его слова будут сметены и сожжены.

 

Анализ

Замолкла роща золотых деревьев…

Станца первая

Замолчала роща золотых деревьев,

Без ярких листьев, в немом силуэте,

И вот журавли грустным гуськом мимо него летят

Больше нет причин сожалеть.

В первой строфе этого произведения говорящий начинает с фразы, которая позже стала использоваться в качестве названия: «Роща золотых деревьев умолкла». Говорящий смотрит на определенный пейзаж. Оно знакомо ему настолько, что он может в деталях отметить произошедшие с ним изменения. Говорят, что деревья успокаиваются. Это метафора смены времен года. Жизнь, которая процветала в лесу весной и летом, исчезает.

Говорящий обращает особое внимание на «веселые листья», которые были «сострижены» с деревьев. Есенин использует слово «стриженый», чтобы показать насилие, связанное с этим фактом. Для него смена сезона — потеря. Теперь лес — это просто «немой силуэт» того, что было раньше. Потеряв свои цвета, он ближе к тени, чем к самой форме.

Говорящий подчеркивает приближающуюся темноту вокруг леса описанием «журавлей». У них есть обычай еще до смены времени года летать мимо леса. Теперь, когда темно и безжизненно, они не сожалеют о своем пренебрежении. У них нет причин останавливаться.

 

Станца вторая

Для кого, для чего? Мы все марсоходы, начиная с

Вышел, ненадолго вернулся домой, затем отправился дальше.

Конопляное поле снится всем ушедшим

И вот полная луна смотрит на пруд.

В следующих строках говорящий отходит от интимного взгляда на лес, чтобы описать изменение как свойство мира. Во-первых, он снова обращается к журавлям, спрашивая своего читателя, почему следует беспокоиться о движении журавлей. Нет причин беспокоиться об их выборе, поскольку «мы все марсоходы».

Говорящий описывает, что каждый, человек или животное, должен провести свою жизнь, «путешествуя». Дом можно посетить на какое-то время, но в конце концов нужно двигаться дальше. Говорящий описывает один конкретный дом, который, возможно, является его собственным, как расположенный вокруг «конопляного поля». Он ждет вместе с «луной, смотрящей на пруд» возвращения путешественника.

 

Станца Три 

Стою один, голые просторы рассматриваю,

На ветру журавлей уносит.

Воспоминания о моей веселой юности преследуют,

Я не нахожу ничего, что хотел бы пережить сегодня.

В третьей строфе повествование меняется, и говорящий начинает обращаться к себе от первого лица. Он становится важной частью Роща золотых деревьев умолкла . Спикер размышлял о прошлом и о том, как важной частью его юности были переезды или путешествия. Он может видеть «голые просторы», представляющие его настоящее и будущее. Нет движения его юности, которого можно было бы ожидать с нетерпением.

Он проводит время, вспоминая свою «веселую молодость» и связывает полет журавлей со своим прошлым беспокойством. Хотя это время в его жизни было хорошим, и ему нравится вспоминать, нет «ничего, что [он] хотел бы пережить сегодня». У него нет желания вернуться в прошлое.

 

Станца четвертая

Я не жалею о потерянных годах,

Не жалею лилового времени жизни.

В саду пылает рябиновый костер

Но никто не извлечет из его яркости тепла.

В третьей строфе он заявляет, что мог зря потратить предыдущие годы своей жизни, но это его не беспокоит. Он не жалеет о том, что ничего не добился в молодости. Спикер также не беспокоится о «сиреневом сроке жизни». Он заявляет, что его не волнует ход времени и то, что его самые прекрасные моменты могли уже пройти.

Этот раздел завершается трогательным изображением «пылающих» рябин в саду. В них есть яркость, которая существует в прошлом сейчас. Оно никому не способно дать «тепло». Это одна из причин, по которой говорящий пытается увидеть свое прошлое, но не оплакивать его. Нельзя вернуться, оно не дает тепла.

 

Станца пятая 

Красные гроздья рябины не могут вас обжечь,

Трава не будет желтеть и увядать.

Как листья мягко падают с дерева осенью

Так что я выпустил эти скорбные слова мои.

В пятой строфе Умолкла роща золотых деревьев , изображение расширено. Говорящий утверждает, что ягоды рябины, хотя и яркие, «не могут вас обжечь». Здесь описание приобретает второе значение. От «пылающих» деревьев нельзя согреться, но и не нужно бояться обжечься. Прошлое не может навредить кому-то в настоящем.

Говорящий помещает себя во временную последовательность, сравнивая свои слова с «мягко падающими осенью листьями с дерева». Его настоящее является такой же частью меняющегося мира, как и его прошлое.

 

Станца Шесть

И если время с его ветреной метлой их свалит

В кучу сжечь без сожаления…

Только скажи… что золотая роща замолчала,

Без листьев, в задумчивом силуэте.

В последнем четверостишии говорящий продолжает с того места, где закончилась последняя строка пятой строфы. Он говорит, что есть вероятность, что «ветренная метла» времени соберет его слова и его жизнь и «сожжет» их «без сожаления». Говорящий понимает, что это возможность, и, хотя это все еще несколько удручает, пытается ее принять.

В последних двух строках говорящий ссылается на первую строфу. Он напоминает себе, что время влияет на каждую жизнь на планете. Это меняет его так же сильно, как меняет «золотую рощу», которая кажется такой идеальной. Он потеряет свои листья и станет «задумчивым силуэтом», как и он.

Нецензурные стихи Сергея Есенина * Статьи

Поделиться

Пин

Твитнуть

Послать

Поделиться

Послать

Сергей Есенин был очень правдивым и экспрессивным характером, как поэт. Если сравнивать его жизнь с горением свечи, то только с бенгали. Для самовыражения ему порой не хватало языковых средств в рамках литературного языка… и просто нормативных. Потом, на пике эмоций, и снова — как истинный поэт, он прибегал к нецензурной брани. Вот некоторые произведения «нежного хулигана», которые обычно остаются за рамками изучения его лирики в школе (по этическим соображениям, конечно).

  1. «Дорогой мой, что с изображениями…». Короткая и нецензурная частушка с отсылками на религиозную тему… Читать. ..
  2. «Мне бы женщину — белую, белую…». Четверостишие о неистовом сексуальном желании лирического героя. (Очень похожее произведение приписывается В. Маяковскому, см. «Я люблю женщин в белом…»)… Читать…
  3. «Не трогай, милый, и не гади…». Емкие строки, содержащие весьма прямолинейный посыл к самостоятельной и несколько агрессивной линии поведения по отношению к окружающим и жизни в целом… Читать…
  4. «Вот они, ляжки толстые…» Стихотворение, которое с подачи самого автора было написано на стене Свято-Монастыря в 1922 году. Негодование в груди поэта долго кипело над черное духовенство… Читать…
  5. «Ветер дует с юга…». Строки, обращенные к поэту девушкой легкого поведения, отказавшейся навещать его ночью, впрочем, он вполне мог бы обойтись и без ее услуг… Читать…
  6. «Сыпь, гармошка! Скука… Скука…». Самое известное из матерных произведений автора описывает эмоции лирического героя, проводящего вечера в кабаке в пьяном угаре.