"Девушки трогали за голую коленку". Зюзя – белорусский Дед Мороз – о себе и гостях. Бог зюзя картинки
Арт-студия "Ветер перемен": Бог зимы
Белорусский бог зимы - Зюзя.
Зюзя – одно из древнейших почитаемых белорусских божеств дохристианских времен. Настоящий властелин и правитель, зимний царь, повелевающий природой. Только не стоит путать его с Дедом Морозом! Это два разных персонажа, но об этом позже. А пока разберемся, кто же он такой – пан Зюзя Поозерский. Зюзю, или бога Зимы, предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Когда бывает сильный мороз, считается, что он бьет своей булавой по деревьям, которые как будто от этого трещат. Временами Зюзя забредает в деревню, чтобы предупредить крестьян о надвигающихся трескучих морозах, избавить от холода какую–нибудь бедную семью или дать вдоволь наесться кутьи.Недаром присказка существует: "Зюзя на дворе — кутья на столе". И сегодня нередко можно услышать: "Замерз, как зюзя!" Не так давно "реанимировать" этот фольклорный персонаж решили в поставском Центре туристских услуг. "После того как маршрут "Край озер, костелов, парков" заработал у нас на полную мощность, я задумался: а была ли у белорусов своя легенда, предвосхитившая появление Деда Мороза? — вспоминает директор центра Егор Шушкевич. — И такой персонаж нашелся! Причем Зюзя оказался настолько востребованным, что уже в первый сезон принял более полутора тысяч посетителей".
К владениям Зюзи, которые расположились в Стародворском лесничестве, подъезжают автобусы из Минска, Витебска... Гостей у ворот встречает ключница и ведет отогреваться травяным чаем, заваренным в раритетном 40–литровом самоваре, который топится дровами. Дети уже получили "угощение от Зюзи" (большущий пряник в виде снеговика) и теперь вместе с родителями ждут не дождутся сказочного представления.
И вот звучит музыка, на мостике, переброшенном через пруд, появляется гонец... Коварная и жадная баба Напастья вместе с разбушевавшимся Огневиком строят козни против Зюзиного внука — Ледовика. Однако добрая волшебница тетка Завея перевоспитывает отбившихся от рук "нечистиков", которые затем вместе с повелителем холода и ребятишками пускаются в пляс, играют и водят хороводы.
Зюзя Поозерский (потому что живет в Белорусском Поозерье), конечно же, похож на традиционного Деда Мороза, однако поставские мистерии имеют и свой неповторимый колорит.
Сначала он выходит в парадной шубе, отделанной белорусским орнаментом, а затем переодевается в повседневный кожух, бегает босиком, танцует и балуется с детьми, как простецкий дедок, абсолютно лишенный гордыни.
Завершается представление грандиозным фейерверком. Перед тем как отправиться домой, в "Корчме Зюзи" можно отведать драников. Здесь же колоритный народный умелец научит вас делать свистульки из глины, предложит памятную керамическую медаль.
Изначально белорусский бог Зимы Зюзя Поозерский жил и принимал гостей в усадьбе неподалеку от деревни Прудники Поставского района, а в прошлом году, чтобы создать более комфортные условия для туристов, переехал в деревню Озерцы (в том же районе).
А ещё, Зюзю можно съесть, правда только в виде мороженого!
windveranderung.blogspot.com
"Девушки трогали за голую коленку". Зюзя — белорусский Дед Мороз — о себе и гостях
В гости к колоритному дедку Зюзе Поозерскому, который жил под Поставами, записывались чуть ли не с лета. Туристы ехали к нему сотнями. А потом белорусский собрат Деда Мороза куда-то пропал. TUT.BY разузнал: он временно бездомный, но не безработный. Мы пообщались с креативным стариком, послушали его байки и веселые истории, поинтересовались, платит ли он налог на тунеядство. А еще Зюзя сделал прогноз погоды на новогоднюю ночь.
Зюзе мороз нипочем: он не мерзнет с голыми ногами на снегу. Фото: форум сайта «Глобус Беларуси»Досье на Зюзю
Место жительства. У Зюзи Поозерского было поместье на севере страны — в деревне Озерки под Поставами в Витебской области. Поселился он там в 2006 году.
Однако три года назад дедушка стал бездомным. Его усадьба находилась в бывшем детском лагере отдыха, который является собственностью района. Зюзя ее арендовал, а потом захотел приобрести часть территории. Не получилось. Поэтому сейчас любимый многими персонаж подыскивает новое жилье. Возможно, это будет усадьба уже не на Поставщине, а в другом месте.
Но дело свое Зюзя не бросил и подрабатывает бродячим волшебником — гастролирует, приезжает со своими сказочными помощниками на праздники в разные места, куда его приглашают.
Зюзя едет на очередной праздник. Фото: Виктор ДрачевОбраз. Зюзю — бога зимы, наши предки представляли так. Это старик с белыми как снег волосами и длинной бородой. Он низенького роста и толстенький. Ходит босой и с непокрытой головой. Всегда носит с собой железную булаву. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит к людям: предупредить, что будет суровая зима, чем-то помочь, а то и просто ради того, чтобы поесть кутьи. Разозлившись, Зюзя стучит своей булавой в пень, дерево, об угол хаты.
У реставрированного под Поставами Зюзи два наряда. Шуба с белорусским орнаментом — для парадного выхода к публике. И белый тулупчик, в котором старик появляется, когда устает хороводить вокруг елки. При этом он говорит: «Нешта горача мне, людцы, трэба ў лягчэйшы кажушок пераапрануцца». Обут властелин мороза не в валенки, не в сапоги. Он носит что-то вроде тапок — с имитацией босых пальцев. Под шубой — голые ноги! Головного убора нет.
Семья. Зюзя Поозерский, в отличие от женатого и многодетного Деда Мороза из Беловежской пущи, — холостяк. Но у него есть добрая соседка — тетка Завея, с которой волшебник гонял чаи, когда не было праздничных хлопот. В сказочной свите также коварная баба Напастья, Огневик (образ списали с Жыжаля — древнебелорусского бога огня), тетка Агата, Карачун и другие персонажи.
Транспорт. Собственные босые ноги. И все время бегом! Да-да, у Зюзи нет ни тройки лошадей, ни запряженного оленя, никакого другого волшебного транспорта, но он все равно везде успевает. Бодрый такой белорусский старичок.
Забавы. В поместье находились забавные скульптуры, беседки, домики, «елкин музей», корчма. Гостей тут поили чаем на травах из раритетного 40-литрового самовара, который топился на дровах, угощали блинами и сладостями. Хороводы сменялись играми и другими забавами. Причем Зюзя танцевал и резвился со всеми. И никто не уезжал от него без подарка.
График работы. Перед Новым годом и Рождеством, на другие праздники, если поступит приглашение.
Фото: Виктор ДрачевЗюзя родился из книг
Спрячьте этот абзац от детей: пусть они верят, что Зюзя — самый настоящий! А для взрослых откроем тайну. Роль белорусского Деда Мороза много лет играет директор поставского ОДО «Центр туристских услуг» Егор Шушкевич. Он же является создателем этого бренда — «Зюзя Поозерский».
— А ведь в этом году у нашего Зюзи юбилей — 10 лет, как он появился, — сообщает Егор Шушкевич. И вспоминает, как родилась идея создать аутентичного Дедушку Мороза:
— За державу стало обидно: у других народов есть свои Деды Морозы, а у нас нет! Точнее, он есть, живет в красивом поместье в Беловежской пуще, но ведь это герой из русских сказок. Мне же был интересен именно наш, национальный, персонаж, который бы отличался от Деда Мороза. Перелопатил много книг по белорусскому фольклору и мифологии. И нашел — это же Зюзя! Белорусы его до сих пор помнят. Я сам слышал, как в сильный мороз, когда в хате трещат углы, в деревне говорили: «Гэта Зюзя грукае». В книгах можно найти разные описания, как выглядит наш бог зимы. Есть и такие, которые мне не очень нравятся, например, что у него под носом сопли. Поэтому за основу мы взяли классическое описание: это дедок с непокрытой головой, который ходит босиком и с булавой.
Карачун и компания
Сценарий праздника в поместье Зюзи каждый год меняли — одни герои уходили, другие добавлялись. Например, Карачун появился в сказочной команде после того, как в народе пошли разговоры о том, что наступит конец света.
Зюзя со Снеговухой. Фото: Виктор Драчев— В основном персонажей брали из белорусской мифологии, — рассказывает Егор Шушкевич. — Карачун — это своего рода родственник Зюзи, он тоже повелитель холода, но в подземном царстве. А еще у нас была целая мифологическая тропа. Здесь мог встретиться и Дзед Гаёвы — дух, который следил за порядком в лесу, и Ёўнік — ему приписывали защиту домашнего хозяйства от всего плохого, и Лазавік — одноглазый карлик, который живет среди болот, и Зазоўка — красавица, которая заманивала вглубь леса. Кстати, туристы потом признавались, что многие фотографии, которые они сделали в гостях у Зюзи, запечатлели какие-то непонятные вещи, что в кадре угадывался кто-то таинственный.
— Может, еще какие байки припомните?
— Ой, баек было много! Взять ту же Зазоўку. Это красавица, одетая только в свои зеленоватые длинные волосы. Она появлялась перед молодыми хлопцами и, если кто-то из них ей нравился, уводила в лес и не отпускала. А если и отпускала, то парень, вернувшись домой, так сильно скучал по Зазоўцы, что снова шел к ней. Звал ее, искал, но она больше не появлялась. Влюбленный страдал. И тогда в лесу можно было найти висельника. Вот такая печалька может произойти. Так что аккуратнее со сказками и их героями! — предупреждает Зюзя.
«Дотронешься до Зюзи — будет тебе счастье!»
Гостьи поместья почему-то решили, что если дотронуться до голой Зюзиной коленки, то обязательно исполнятся все желания.
— Так и было! Девушки трогали Зюзю за коленку. И убеждались, что у него действительно голые ножки. То есть мифологическая правда была соблюдена. О чем загадывают, чего просят, девушки мне не сообщали. Но если их желания после этого сбылись, я только рад. Всегда говорю: «Друзья мои, загадывайте желания!».
Фото: архив «Центра туристских услуг» (Поставы)Дедушка не только дарил подарки, но и получал их сам:
— Всегда было приятно, если детишки приезжали к нам со своими поделками, рисунками. Гостей у нас всегда было много, приезжали по 200−300 человек, сразу несколько автобусов. Забот хватало, в том числе и обыденных — поддерживать в поместье инфраструктуру. Конечно же, настроение бывало всякое, иногда и нерадостное. Но когда ты видишь глаза, а в них — ожидание маленького чуда, то забываешь про свои неурядицы и создаешь людям праздник. Например, запомнились студенты из Китая. Они, бедные, у нас очень замерзли. Посмотрели представление, а потом гурьбой прилепились к самовару и костру. Но все равно не согрелись. Пришлось к ним подойти, взять за руки и вытащить под елочку — хороводить.
Зюзины клоны и коллеги
В несезон Зюзя тоже работает:
— Туристы приезжали к нам и на Масленицу, и на Пасху. Кстати, в лесу возле поместья мы создали памятник пасхальному яйцу. Гости бывали и летом. Зовут Зюзю на праздники и сейчас — езжу к своему собрату в Беловежскую пущу, а также во владенья Болотника в Березинском заповеднике. Стараюсь откликаться на все приглашения. Беру своих помощников — тетку Завею, Карачуна и других, едем на праздник, даем людям почувствовать приход зимы.
Зюзина Масленица. Фото: архив Центра туристских услуг (Поставы)Белорусского Деда Мороза нередко клонируют.
— Периодически на Зюзю посягают: то в одном месте его поселят, то в другом. Мы говорим: «Ребята, нехорошо». Бренд-то один, и к тому же запатентованный. У нас есть свидетельство о регистрации товарного знака. Не хочется, чтобы нашу идею растащили по разным уголкам. Но я только рад, когда на утренниках в садиках и школах, на корпоративах появляется именно белорусский Дедушка Мороз. Такие клоны Зюзи пропагандируют родную культуру.
Зюзя в прекрасных отношениях со своими коллегами из других стран.
— Три года назад праздновали 10-летие открытия поместья белорусского Деда Мороза. Тогда в Беловежскую пущу приехали практически все персонажи «Сказочной карты России и Беларуси». Были мои собратья из разных уголков: и татарский Кыш Бабай, и казачий Дед Мороз, и карельский Паккайне, и бурятский Сагаан Убугун, и другие. Но произошел казус: на сказочной карте дважды встречается Зюзя — в Озерках под Поставами, а также — где бы вы думали — в Великом Устюге, в вотчине российского Деда Мороза. Произошла какая-то опечатка. На самом-то деле Зюзя один — наш, белорусский.
А вот до Санта-Клауса Зюзя пока не доехал. «Но очень хочу!» — смеется он. И признается, что у волшебников тоже есть мечты. «У меня — поскорей обзавестись собственным домом! Надеюсь, это обязательно произойдет в 2017 году».
Блиц-опрос
— Будет ли снег на Новый год?
— Обязательно! Будет хорошая, замечательная зимняя погода. Я уж постараюсь как следует помахать булавой! Давеча виделись с Дедом Морозом и договорились, что будем работать не покладая рук, чтобы наши страны отметили Новый год с морозцем и снегом.
— Что делать с непослушными детьми?
— Непослушных детей не бывает. Может быть, бывают упущения в воспитании. Придется мне еще поколдовать, чтобы детишки как можно меньше доставляли хлопот родителям. Но вот стращать ребенка Зюзей или другими персонажами из сказок не надо. Лучше всего — договориться. А договориться можно с каждым ребенком.
Дети должны быть умеренными в своих просьбах. Не всегда же Зюзя может подарить ноутбук, планшет, другой крутой гаджет. Видите, какие сложные слова мне, старенькому, пришлось выучить! А что делать, времена-то меняются. А вот сладости и фрукты под елочкой должен найти каждый ребенок.
— Чего белорусам ждать от курса доллара в 2017 году?
— Приходится следить мне и за экономикой. Не знаю, в моей ли это власти, но хочется, чтобы не было никаких финансовых потрясений. Надеюсь, когда мы будем с вами общаться через год, курс доллара все так же будет равен двум рублям.
Зюзя с белорусским Дедом Морозом и Снегурочкой. Фото: bp21.org.by— А в новых денежках, которые мы получили в уходящем году, Зюзя уже научился разбираться?
— Редко себе что-то покупаю — житель-то я лесной. Но если старенький где и ошибается, то продавцы и покупатели мне всегда помогают. А под Новый год меня люди добрые подкармливают, задабривают, чтобы зима была не очень суровой. Угощают меня и приговаривают: «Зюзя на дварэ — куцця на стале». Так что голодным я точно не останусь.
— Платит ли Зюзя налог на тунеядство?
— Ой, я же живу немножко вне реалий! Но работы у меня очень много — поддерживать зимнюю погоду непросто. Тружусь и тунеядцем себя не считаю. И вообще работа — это святое. Сколько столетий уже хожу по нашей земле белорусской и вижу: наши предки всегда были большими трудягами. Пахали землю, растили хлебушек, осенью встречали Тётю — богиню плодородия, ставили для нее корзины с плодами и благодарили за то, что помогла с хорошим урожаем. Трудиться — это в крови белорусов.
— Есть ли у Зюзи пирсинг или татуировки?
— Не обзавелся (хохочет).
— Занимается ли белорусский Дедушка Мороз спортом?
— Беготни хватает! Зюзя ж не может тихонечко ходить. Поэтому бег — мой любимый вид спорта. Еще обожаю белорусскую баньку: очень, знаете ли, полезно для древних косточек.
— И — традиционный вопрос. Что пожелаете нашим дорогим читателям на Новый год?
— Даражэнькія мае! Мира, благополучия, достатка — в каждый дом. И, самое важное, здоровьечка! Чтобы вас не одолевали никакие хвори и напасти, чтобы было спокойно на душе.
news.tut.by
Иллюстрации по белорусской мифологии - Боги и автономные нечистики
Предыдущий пост о размышлениях про "долг перед Родиной" белорусскую мифологию сожрал сука Фрэнк плохой интернет. Оно и правильно - нафиг пафос. Только тезисно, только хардкор!Короче говоря, всякую иностранщину будем разбавлять отечественным, точнее даже айчынным. Зря что ли все кому не лень называют Беларусь политическим фольклорным заповедником Европы.Решение принято, только вот с иллюстрациями (которые, как показывает опыт того же Сэкиэна, ну просто офигенно как важны) напряженка. Пока нарыл только Слаука. С него складирование и начнем. С его книги "Чароўны свет".И этот пост будет посвящен белорусским "божествам" и автономным нечистикам (тем, которые не привязаны к конкретному локусу).
Зюзя - зимнее божество, воплощение морозаЖыжаль - бог жары и подземного огня
Цёця - богиня осени и урожая
Кликун - вот не знаю, кто это
Чёрт
Пякельнiкi - черти в Пекле (т.е. в Аду)
Молочные ведьмы
Ночницы - вроде обчные ночные пугала, а тут суккубы какие-то
Хапун - детский бука-пугака
Железный человек
Ваукалака - момент трансформации
Источники:галерея на БестиарииДыярыушАльбом в ВКСветапогляд
Продолжение следует: домашние и усадебные духи, стихийные и природные духи.Автор всех представленных работ - Валерий Славук.
pan-dohva.livejournal.com
Зимник, Зюзя, Трескунец и другие служители Стужи » Боги Славян
Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев
Служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.
Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый, Трескунец, Студенец и другие.
ЗИМНИК — бог холодов и морозов. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.
Зюзя, Худ.В.Славук
ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.
ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.
ВНЕШНИЙ ВИД: Зюзю наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу. Босоногими стариками, кстати, были и другие служители Стужи — Снежич, например.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Своим посохом он стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.
ПОЧИТАНИЕ: Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Трескуном.
ТРЕСКУН (Трескунец) — славянское божество сильного (трескучего) мороза. Когда бывает сильный мороз, считается, что своей булавой по деревьям бьет злой Трескун. Временами Трескун забредает в деревню, чтобы предупредить о надвигающихся трескучих морозах.
СТУДИНЕЦ (Студенец) повелитель зимнего холода.
У древних славян Студинца представляли низеньким старичком. Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки, а иней – это его замерзшие слова.
Морозко, Худ.Нонна Кукель
МОРОЗКО. На привычного нам, современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Нам очень симпатичен этот одушевленный Зимний Дух – строгий, порой сварливый, но всегда справедливый. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
Худ.Дывоока Васильева
СИВЫЙ (Велес-Сивый) -дух зимней стужи, омертвения мира и скотьего падежа. Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.
И все эти имена – это все один и тот же МОРОЗ – воплощение ВЕЛЕСА.
к зимним божествам относятся так же
Вьюга, Пурга и Метель — зимние красавицы.
————
(155)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.
bogislavyan.ru
"Девушки трогали за голую коленку". Зюзя – белорусский Дед Мороз – о себе и гостях
В гости к колоритному дедку Зюзе Поозерскому, который жил под Поставами, записывались чуть ли не с лета. Туристы ехали к нему сотнями. А потом белорусский собрат Деда Мороза куда-то пропал. TUT.BY разузнал: он временно бездомный, но не безработный. Мы пообщались с креативным стариком, послушали его байки и веселые истории, поинтересовались, платит ли он налог на тунеядство. А еще Зюзя сделал прогноз погоды на новогоднюю ночь.
Зюзе мороз нипочем: он не мерзнет с голыми ногами на снегу. Фото: форум сайта «Глобус Беларуси»Досье на Зюзю
Место жительства. У Зюзи Поозерского было поместье на севере страны — в деревне Озерки под Поставами в Витебской области. Поселился он там в 2006 году.
Однако три года назад дедушка стал бездомным. Его усадьба находилась в бывшем детском лагере отдыха, который является собственностью района. Зюзя ее арендовал, а потом захотел приобрести часть территории. Не получилось. Поэтому сейчас любимый многими персонаж подыскивает новое жилье. Возможно, это будет усадьба уже не на Поставщине, а в другом месте.
Но дело свое Зюзя не бросил и подрабатывает бродячим волшебником — гастролирует, приезжает со своими сказочными помощниками на праздники в разные места, куда его приглашают.
Зюзя едет на очередной праздник. Фото: Виктор ДрачевОбраз. Зюзю — бога зимы, наши предки представляли так. Это старик с белыми как снег волосами и длинной бородой. Он низенького роста и толстенький. Ходит босой и с непокрытой головой. Всегда носит с собой железную булаву. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит к людям: предупредить, что будет суровая зима, чем-то помочь, а то и просто ради того, чтобы поесть кутьи. Разозлившись, Зюзя стучит своей булавой в пень, дерево, об угол хаты.
У реставрированного под Поставами Зюзи два наряда. Шуба с белорусским орнаментом — для парадного выхода к публике. И белый тулупчик, в котором старик появляется, когда устает хороводить вокруг елки. При этом он говорит: «Нешта горача мне, людцы, трэба ў лягчэйшы кажушок пераапрануцца». Обут властелин мороза не в валенки, не в сапоги. Он носит что-то вроде тапок — с имитацией босых пальцев. Под шубой — голые ноги! Головного убора нет.
Семья. Зюзя Поозерский, в отличие от женатого и многодетного Деда Мороза из Беловежской пущи, — холостяк. Но у него есть добрая соседка — тетка Завея, с которой волшебник гонял чаи, когда не было праздничных хлопот. В сказочной свите также коварная баба Напастья, Огневик (образ списали с Жыжаля — древнебелорусского бога огня), тетка Агата, Карачун и другие персонажи.
Транспорт. Собственные босые ноги. И все время бегом! Да-да, у Зюзи нет ни тройки лошадей, ни запряженного оленя, никакого другого волшебного транспорта, но он все равно везде успевает. Бодрый такой белорусский старичок.
Забавы. В поместье находились забавные скульптуры, беседки, домики, «елкин музей», корчма. Гостей тут поили чаем на травах из раритетного 40-литрового самовара, который топился на дровах, угощали блинами и сладостями. Хороводы сменялись играми и другими забавами. Причем Зюзя танцевал и резвился со всеми. И никто не уезжал от него без подарка.
График работы. Перед Новым годом и Рождеством, на другие праздники, если поступит приглашение.
Фото: Виктор ДрачевЗюзя родился из книг
Спрячьте этот абзац от детей: пусть они верят, что Зюзя — самый настоящий! А для взрослых откроем тайну. Роль белорусского Деда Мороза много лет играет директор поставского ОДО «Центр туристских услуг» Егор Шушкевич. Он же является создателем этого бренда — «Зюзя Поозерский».
— А ведь в этом году у нашего Зюзи юбилей — 10 лет, как он появился, — сообщает Егор Шушкевич. И вспоминает, как родилась идея создать аутентичного Дедушку Мороза:
— За державу стало обидно: у других народов есть свои Деды Морозы, а у нас нет! Точнее, он есть, живет в красивом поместье в Беловежской пуще, но ведь это герой из русских сказок. Мне же был интересен именно наш, национальный, персонаж, который бы отличался от Деда Мороза. Перелопатил много книг по белорусскому фольклору и мифологии. И нашел — это же Зюзя! Белорусы его до сих пор помнят. Я сам слышал, как в сильный мороз, когда в хате трещат углы, в деревне говорили: «Гэта Зюзя грукае». В книгах можно найти разные описания, как выглядит наш бог зимы. Есть и такие, которые мне не очень нравятся, например, что у него под носом сопли. Поэтому за основу мы взяли классическое описание: это дедок с непокрытой головой, который ходит босиком и с булавой.
Карачун и компания
Сценарий праздника в поместье Зюзи каждый год меняли — одни герои уходили, другие добавлялись. Например, Карачун появился в сказочной команде после того, как в народе пошли разговоры о том, что наступит конец света.
Зюзя со Снеговухой. Фото: Виктор Драчев— В основном персонажей брали из белорусской мифологии, — рассказывает Егор Шушкевич. — Карачун — это своего рода родственник Зюзи, он тоже повелитель холода, но в подземном царстве. А еще у нас была целая мифологическая тропа. Здесь мог встретиться и Дзед Гаёвы — дух, который следил за порядком в лесу, и Ёўнік — ему приписывали защиту домашнего хозяйства от всего плохого, и Лазавік — одноглазый карлик, который живет среди болот, и Зазоўка — красавица, которая заманивала вглубь леса. Кстати, туристы потом признавались, что многие фотографии, которые они сделали в гостях у Зюзи, запечатлели какие-то непонятные вещи, что в кадре угадывался кто-то таинственный.
— Может, еще какие байки припомните?
— Ой, баек было много! Взять ту же Зазоўку. Это красавица, одетая только в свои зеленоватые длинные волосы. Она появлялась перед молодыми хлопцами и, если кто-то из них ей нравился, уводила в лес и не отпускала. А если и отпускала, то парень, вернувшись домой, так сильно скучал по Зазоўцы, что снова шел к ней. Звал ее, искал, но она больше не появлялась. Влюбленный страдал. И тогда в лесу можно было найти висельника. Вот такая печалька может произойти. Так что аккуратнее со сказками и их героями! — предупреждает Зюзя.
«Дотронешься до Зюзи — будет тебе счастье!»
Гостьи поместья почему-то решили, что если дотронуться до голой Зюзиной коленки, то обязательно исполнятся все желания.
— Так и было! Девушки трогали Зюзю за коленку. И убеждались, что у него действительно голые ножки. То есть мифологическая правда была соблюдена. О чем загадывают, чего просят, девушки мне не сообщали. Но если их желания после этого сбылись, я только рад. Всегда говорю: «Друзья мои, загадывайте желания!».
Фото: архив «Центра туристских услуг» (Поставы)Были в поместье и другие развлечения. Например, «волшебный колодец», возле которого можно было нашептать свои заветные желания. А если гость мечтал встретить свою половинку, то нужно было всего ничего: дотронуться до корыта с оберегами-веточками, взять один из них, приехать домой, положить на чашку с водой, поставить ее под кровать. С Зюзей делились, что после этого непременно снился суженый.
Дедушка не только дарил подарки, но и получал их сам:
— Всегда было приятно, если детишки приезжали к нам со своими поделками, рисунками. Гостей у нас всегда было много, приезжали по 200−300 человек, сразу несколько автобусов. Забот хватало, в том числе и обыденных — поддерживать в поместье инфраструктуру. Конечно же, настроение бывало всякое, иногда и нерадостное. Но когда ты видишь глаза, а в них — ожидание маленького чуда, то забываешь про свои неурядицы и создаешь людям праздник. Например, запомнились студенты из Китая. Они, бедные, у нас очень замерзли. Посмотрели представление, а потом гурьбой прилепились к самовару и костру. Но все равно не согрелись. Пришлось к ним подойти, взять за руки и вытащить под елочку — хороводить.
Зюзины клоны и к
dneprovec.by
Каких богов почитали предки белорусов? | Культура
Как известно, до принятия христианства восточные славяне были язычниками, у них не было единого бога. Но ни одно событие славянской жизни не проходило без участия божества. Какие же существовали боги у наших предков, и чем они занимались, какими сторонами жизни людей «заведовали»?
Одним из самых главных богов был могущественный Перун, бог грома и молнии, дождя, опекун военного дела и княжеской дружины. В Беларуси Перуна помнят до сих пор и называют его именем молнию.
Гром и молния возникали, когда рассерженный Перун стучал каменными жерновами. В силе ему не откажешь, попробуйте в каждой руке удержать по огромному мельничному камню.
Древние каменные топоры, редкие случайные находки людей того времени называли стрелами Перуна. Считалось, что они обладают целебными средствами. Истертые в порошок камни применялись в качестве лечебного средства при любых болезнях.
Соперник Перуна — Велес (Волос), бог животноводства, богатства, помощник земледельцев, властитель потустороннего мира, опекун волхвов. На территории нынешней Беларуси, возможно, это был самый главный бог. Во многих местах сохранились воздвигнутые в честь Велеса огромные камни. Кроме всего прочего, Велес распоряжался стоками рек. С его культом связано название реки Вили и основанного на ней кривичами города Вильно, нынешнего Вильнюса.
Богом весенних гроз и плодородия был Ярило. Он воплощал в себе понятия весеннего света, теплоты, юности и любовной страсти. Совмещение им вдобавок и некоторых военных функций дает основания предположить, что Ярило тесно связан с Перуном, возможно, был одним из его воплощений или сыном.
Славяне представляли себе Ярило босоногим красавцем, разъезжающем на белой лошади по небу в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярило, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом — у того в сердце разгорался любовный костер.
Весна находилась в ведении прекрасной богини Ляли — владычицы девичьей красоты и любви. Аиста, как известно, приносящего детей, на Полесье до сих пор называют «лялека».
Бога солнца кривичи называли Сотваром. За хранительницу семейного очага почитали богиню достатка Тетю, которую представляли в образе высокой статной женщины с ржаным венком на голове, с хлебом и плодами в руках.
Опекуном всех кузнецов считался бог огня Жижаль. Негаснущий святой огонь назывался Знич. Замерзнуть как Зюзя — бог зимы и мороза — можно и в наши дни.
Утреннюю и вечернюю зори символизировали сестры Денница и Вечерница. Из древней мифологии известно также имя далекого предка современных белорусов — Боя, везде ходившего с верными псами Ставрой и Гаврой.
В древности коммуникации были развиты далеко не так, как сегодня. Поэтому в различных местностях представления о богах, их образах и именах могли существенно отличаться. Конец языческим разночтениям на славянских землях положило христианство. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
shkolazhizni.ru
бог Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#37916054 - Old wooden jetty during storm on the ocean. Abstract light at..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41591915 - Silhouette of a man in a fog.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#50573893 - Respect and pray on the sunset in city background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#55750568 - painting of Jesus with a lion in cosimc space, eye contact and..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com