Бинарный урок математики и музыки "Доли". Бинарные уроки в начальной школе
План-конспект бинарно-комбинированного урока в 4 классе по ФГОС
План-конспект
бинарно-комбинированного урока в 4 классе по ФГОС
учитель музыки Тесля Н.А., учитель русского языка Орешкова Т.И
МОО «Средняя школа №11»
Тема: «Не молкнет сердце чуткое Шопена»
Тип:бинарный,комбинированный
Форма: урок- путешествие в прошлое, групповая форма, работа в парах, демонстрация нового материала.
Цель и задачи:
-образовательные:
- расширить знания обучающихся о танцевальном творчестве Ф. Шопена;
- конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев;
-развивающие:
- развивать ритмический и динамический слух, вокально-хоровые навыки;
-воспитательные:
- на примере жизни и творчества Ф. Шопена прививать любовь к родной земле;
- воспитывать толерантность, уважительное отношение к культуре разных народов.
Методы обучения:
-частично - поисковый,
-словесно-наглядный (беседа, разъяснение, объяснение)
-взаимодействие с учителем,
Приемы: беседа, выступления,демонстрация слайдов.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация, музыкальный инструмент, разноцветные стикеры, схемы, опорные слова.
Метапредметные связи: музыка, русский язык,окружающий мир, ИЗО.
Познавательные УУД:
-расширить знания о танцевальном творчестве Ф. Шопена;
-конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.
-учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
Коммуникативные:
-участие в коллективном пении;
-умение грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать,
- умение работать в группе
Личностные УУД;
-развитие ритмического, динамического слуха,
-развитие вокально-хоровых навыков,
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации
- умение подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни.
-применять знания в разных областях.
Ход урока.
1.Организационный момент:Музыкальное приветствие.
- Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз.
СЛАЙД:1 "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».
Д. Б. Кабалевский.
- Вспомните, как называется тема раздела, который мы изучаем?
( Мы изучаем тему «В концертном зале»).
2.Актуализация пройденного материала:
-Давайте прослушаем музыкальное произведение, которое звучало на прошлом уроке.
(Прослушивание произведения «Старый замок» М. П. Мусоргского).
-Что за произведение прозвучало? (Старый замок)
-Кто автор этого произведения? (М.П.Мусоргского.)
-Дома вы выполняли творческую работу. Покажите мне свои работы, (молодцы), а теперь оцените работу в парах, поставьте оценку друг другу.
3. Изучение нового материала:-Сегодня мы снова отправляемся в концертный зал, будем знакомиться с новой темой.
Учитель:( учитель русского языка)
-А тему урока нам помогут сформулировать знания, которые мы получили на уроках русского языка.
(на доске скрыты карточки со словами «Не» «молкнет» «сердце» «чуткое» «Шопена»)
- Давайте вспомним, что мы обозначаем в русском языке следующими знаками: одной чертой, двумя чертами, волнистой линией, пунктирными линиями?
-Правильно, так мы выделяем члены предложения при разборе предложений.
-Чтобы узнать тему урока, вам необходимо расположить карточки со словами вот в таком порядке:
Глагол определение подлежащее дополнение
-Какое предложение получилось? (« Не молкнет сердце чуткое Шопена»)
- Это и есть тема нашего урока. А что они обозначают? Вы ответите на этот вопрос чуть позже.
-Вконце урока вы попробуете объяснить эти слова.
-Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?
СЛАЙД:2
а).Посмотрите на портрет известного композитора.
-Это был выдающийся композитор, великий человек, исполнитель танцевальной музыки, у него быллюбимый инструмент,а какой вы сейчас угадаете, послушайте загадку.
Пиано - тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно... (фортепиано) Ответы детей (молодцы)
-И для него он сочинял разную музыку, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки
- Какое слово из этих вам знакомо? (вальс)
-А что это?
-А какие слова для вас новые?
-А может быть, кто-то знает, что обозначают эти слова?
- И о полонезе, и о мазурке мы будем говорить на уроке.
-А что еще вы бы хотели узнать на уроке?(о композиторе, о жизни )
б). -Сейчас мы с вами познакомимся с биографией композитора…
-Ребята заранее подготовили сообщения. Давайте их послушаем.
СЛАЙД:3
1)Родился Шопен в местечке Желязовой Воле под Варшавой. Музыка окружала его с самого детства. Отец играл на скрипке и флейте, а мать хорошо пела и немного играла на рояле.Очень рано проявил свою музыкальную одарённость.
СЛАЙД:4При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Малыш смеялся и хлопал от радости, когда мать играла веселые танцы. Он в раннем возрасте научился подбирать мелодии на фортепиано. Никто его этому не учил. - В пять лет композитор уже свободно играл несложные пьесы.
СЛАЙД:5
2)-С 6 лет Фридерик стал заниматься у Войцеха Живного - чешского музыканта. Родители были несказанно рады, когда прекрасный педагог пан Войтех Живный взялся за обучение их сына. Никто, разумеется,не думал, что в семье растёт гений. Однако именно пан Живный объявил семье Шопенов: «Ваш сын – новый Моцарт!» С самого детства мальчика его мать пани Юстину беспокоили постоянные простуды сына. Несмотря на то, что он был по-детски резв и заводилой мальчишеских компаний, сомнений не оставалось – главной проблемой в его жизни будет именно хрупкое здоровье. (молодцы)
-Что нового вы узнали из сообщений?
-А вот сейчас мы поговорим о его танцах подробнее.
-В 7 лет Фредерик сочинил своё первое крупное произведение – полонез.
СЛАЙД:6
-Полонез - это польский танец, но непростой танец, а танец-шествие, которым тогда открывались все танцевальные мероприятия – от императорского бала до провинциально-помещичьей вечеринки. Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен.
- Сейчас мы услышим знаменитый Полонез ля мажор.
(во время прослушивания я вам предлагаю взять цветные карандашии выразить свое отношение к музыке в цвете )
- Какие чувства вызывает эта музыка?
- Покажите ваши зарисовки(молодцы, вы использовали правильные яркие цвета, которые отразили ваши чувства )
в).-Мы узнали о полонезе, а теперь поговорим о мазурке.
-Ребята, вот вам сколько лет?
- Вы представляете, когдаШопенубыло 14-15 лет, он сочиняет свои первые мазурки.
СЛАЙД:7
Мазурка – любимый танец польского народа. Лирические, нежные пьесы. К этому танцу Шопен обращался на протяжении всей своей жизни.
-Как вы думаете, сколько написал мазурок Шопен?
-Оказывается им написано 60 мазурок.
-Во времена Шопена проводились балы, а в конце бала звучала мазурка.О мазурке писал даже А.С.Пушкин. И вот что:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
-Послушайте мазурку си-бемоль мажор Ф. Шопена, определите её характер.
-Что вы можете сказать о мазурке Шопена?
СЛАЙД:8
г).Свальсоммы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов.
-А знаете ли вы какое количество вальсов Шопен сочинил?(17)
- А сейчас мы с вами услышим один из самых известных вальсов, который нам исполнит Яша Сикачев. (Спасибо, Яша.)
-Ребята вам понравился вальс? А чем? (ответы детей)
-В 19лет он стал завоёвывать Вену,Париж, после долгих гастролей Шопен мечтал вернутся на родину. Но судьба распорядилась иначе.1830году (20лет) в Польше началась война за независимость, и по наставлению отца композитор остался в Париже.
-В 1848 году Шопен дает последний парижский концерт. Летом 1849 Фридерик делает набросок Мазурки фа минор - своего последнего произведения. А в октябре его не стало.
СЛАЙД:9
-Похоронен Шопен в Париже.Он сделал необычное завещание. Его сердце, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву,
СЛАЙД:10 где до сих пор бережно хранится в костеле Святого Креста.
СЛАЙД:11 -Сегодня имя Шопена не забыто: по всему миру проводятся конкурсы и фестивали имени Фридерика Шопена.
д).-Ребята,а теперь мы можем ответить: почему, не молкнет чуткое сердце Шопена?-Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!Одно из замечательных свойств музыки Шопена – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
4.Учитель русского языка.
- Пришло время поработать в группах.
-Вы сегодня узнали новые слова «полонез, мазурка».
- А кто из вас слышал такое слово: КЛАСТЕР ( на доске карточка с словом)
-Это слово произошло от англ. слова cluster, что означает в переводе связка, пучок.Поскольку сегодня на уроке ключевым словом было слово «МУЗЫКА», поэтому и кластер будем составлять именно к этому слову. Для этого на листок со словом «Музыка» вам надо подобрать и написать слова той же части речи, что и это слово, слова других частей речи брать нельзя. Разделитесь на 3 группы, разумно организуйте работу и приступайте к выполнению задания, вам дается 1,5 минуты.
веселая
ноты
звучит
музыканты
чудесная
играет
оркестр
радостная
радость
звуки
писатель
композитор
-Поведем итоги. А проверять будет та группа, которой выпадет последнее слово темы урока: Не смолкнет чуткое сердце Шопена.
- Молодцы, справились с заданием!
Музыка, как известно, неразрывно связана с пением, к нему мы и переходим.
5.Пение:
-Подготовим наш голосовой аппарат к пению.
-Встали ровненько, спинки выпрямили,
*упражнение на дыхание.
*упражнение на развитие артикуляции.
(молодцы)
- А скажите, ребята, какое время года сейчас?
-У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима», которое мы послушаем на следующем уроке.
- А мы сейчас с вами вспомним песню о зиме.
-Как она называется? « Зима - красавица ».
- Молодцы! Хорошо!
-Вспомним в каком характере, настроении исполняется эта песня.
-В каком жанре, поется данная песня (народном)поем
-Ребята, мы знаем, что музыка у Шопена была волшебная,и он всегда относился к людям дружелюбно, и он хотел чтобы был мир на земле, так как любил свою Родину.
-Мы с вами познакомились на прошлом уроке с песней.
- Как она называется?
(сл. М. Пляцковского, муз. Б.Савельева «Мир вам, люди»
(поем)
6. Рефлексия:
-О произведениях какого комп. мы сегодня говорили ?
-Что вы нового узнали на уроке?
-Перед собой вы видите стикер, кому урок понравился, тот приклеит его на музыкальный ключ. (-молодцы, я рада, что урок вам понравился.)
7.Выставление оценок:
-А теперь мы оценим свою работу:
-Что бы вы поставили Яше за его исполнение? А почему?
-Чью работу вы бы тоже оценили на 5? А почему?
-Мне так понравилось, как вы сегодня работали, и поэтому вы сегодня ВСЕ получаете 5.
8.Домашнее задание:
-А теперь задание надом:Дома вам предстоит выполнить интересное задание: ответить на вопросы кроссворда на листочке (переверните,посмотрите)
Кроссворд:
“Шопен” - по вертикали.
1.Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
2.О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? (Полонез)
3.Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)
4.Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)
-Наш урок закончен, всем спасибо, и под музыку Шопена вы покидаете класс.
infourok.ru
Бинарный урок математики и музыки "Доли"
Бинарный урок математика+ музыка 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
ТЕМА: Доли
ЦЕЛЬ: К концу урока у учащихся сформируется представление о делении на равные части\ «доли»\ предметов, геометрических фигур, нахождении доли числа действием деления,формируется чувственное ощущение метроритмической пульсации в музыке.
ЗАДАЧИ:
Организовать учебную деятельность детей по освоению понятия «доля», в процессе практической работы, познакомить с тем, как образуются, сравниваются доли, как найти долю числа.
Организовать деятельность детей по развитию вычислительных навыков, математической речи, мышления, пространственного представления.
Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, УУД:
Предметные: имеет представление о понятии «доли», умеет сравнивать доли, находить долю числа действием деления, знает результатыумножения и деления с числом 2.Овладеет навыком вслушиваться в музыкальную ткань произведения, контролировать свои ощущения равномерной пульсации, выделять музыкальные доли (длительности).
Регулятивные: оценивает результат своего труда, совместно с учителем планирует свою работу.
Личностные: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты деятельности, чувствует личную ответственность за результат совместной работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||
Оргмомент | Мы урок начнем с разминки. Выпрямляем свои спинки, Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись. - Какой урок? -Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. | -Математика, музыка | Личностные УУД: развитие познавательного интереса. | ||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний | -Над какой темой работали на прошлом уроке? -Кто хорошо запомнил случаи умножения и деления на 2? - Кому трудно? -Хотите себя проверить? -Начнем с разминки. Предлагаю выполнить действия и рядом с каждым ответом написать соответствующую букву, прочитать слово. 2х3=__ __ 2х9=__ __ 16:8=__ __ 2х6=__ __ 2х2=__ __ 2х5=__ __ 14:2=__ __ 2х4=__ __
| -Таблица умножения и деления на 2 2х3=6 а 2х9=18 п 16:8=2 е 2х6=12 л 2х2=4 ь 2х5=10 с 14:2=7 и 2х4=8 н Учащиеся сигнализируют о выполнении лимончиками либо зеленого, либо желтого, либо красного цвета. | Познавательные УУД: представление информации в виде таблицы Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда. |
www.prodlenka.org
Презентация на тему « Бинарный урок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Бинарный урок – форма организации учебной деятельности. Выполнила : Попова Л.Б. учитель нач. классов МОУ СОШ № 1
2 слайд Описание слайда:Бинарные уроки – что это такое? нетрадиционный вид урока урок по теме ведут два или несколько педагогов –предметников общая проблема рассматривается, решается через материал двух учебных предметов может быть одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике
3 слайд Описание слайда:Цель бинарных уроков Создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ученикам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
4 слайд Описание слайда:Задачи бинарного урока расширяется кругозор у учащихся и педагогов; интегрирует знания из разных областей; служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т.к. создает условия для практического применения знаний; развивает аналитические способности и изобретательность;
5 слайд Описание слайда:Этапы подготовки бинарного урока выбор темы урока, анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока. Идея урока – очень важно! формулирование целей урока: для чего мы у доски вдвоем? отбор содержания, формулирование основных проблем, ключевых идей урока, понятий, смыслов поиск наиболее рациональной формы урока совместное, тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части написание совместного конспекта урока продумывание рисков и ограничений
6 слайд Описание слайда:Эффективность бинарных уроков Соединения педагогических усилий и мастерства двух педагогов Активно задействуется творческий потенциал учителя и учащихся Динамичность, смена видов деятельности на уроке Повышение мотивации и заинтересованности учащихся, внимание поддерживается на высоком уровне Нетрадиционный подход к изучению учебного материала, форма проведения урока увлекательна и нестандартна Экономия учебного времени
7 слайд Описание слайда:Примеры тем уроков "Тропические пустыни Африки" (география + физика) рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении "Реки России" при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течении года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. «Человеческие расы. Несостоятельность расизма» (биология+обществознание) «Средневековое рыцарство: история и культура» (история+литература) «Емельян Пугачев глазами историков и литераторов» (литература+история)
8 слайд Описание слайда:урок в 3 классе ( изобразительное искусство и музыка) на тему «В гостях у народных умельцев», математика и окружающий мир (2-й класс). «Через задачи в реки и озёра.» урок «Моя Россия. Край, в котором ты живешь».(музыка, окружающий мир. 1, 4 класс) урок «Полезные ископаемые» (библиотечный урок и урок природоведения), На уроке была использована книжная выставка «Бажов П.П. Русский писатель, уральский сказочник». «Мы читаем и рисуем» - (библиотечный урок и урок рисования)
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-336832
Похожие материалы
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Бинарный урок окружающего мира в 1 классе "Как мы общаемся с миром" - ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - КОНСПЕКТЫ УРОКОВ - Каталог файлов
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
определять подходящими словами ощущения от восприятия окружающего мира с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния;
знать способы восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств;
определять и называть органы чувств;
называть признаки, отличающие человека от других живых существ.
Метапредметные результаты:
передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира, которые переживают персонажи картин отечественных художников;
оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира;
соотносить и характеризовать предложенные картины и стихотворения;
определять своими словами самое главное в картинах;
контролировать свою речь, ее четкость и правильность.
Личностные результаты:
осознавать красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
делиться своими впечатлениями от восприятия картин.
Оборудование. У учителя — апельсин в картонной коробке, на которой нарисован знак вопроса; флакончик с ват кой, смоченной в цитрусовом масле или соке апельсиновой цедры; апельсин в непрозрачном мешке; одноразовые соломинки; апельсиновый сок в непрозрачном стакане, закрытом бумажной крышкой.
Предварительная работа: экскурсия в парк и наблюдения за природой с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания.
Ход урока
Актуализация знаний и умений. В начале занятия учитель кратко пересказывает детям одну из сказок: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Двое из сумы», «Про Федота-стрельца», «Семь Симеонов» или показывает мультфильм (например, «Вовка в тридевятом царстве»). В этих сказках героям служат волшебные помощники. Они далеко глядят, жар усмиряют, чудесные кушанья готовят, в одну ночь дворцы строят… Учитель: «Если кто-то не читал, обязательно попросите взрослых почитать вам эту сказку. А вот наши знакомые ребята недавно прочитали эту сказку и разговорились». Показывает детям кукол.
Мальчик (обращаясь к кукле Девочке): «Вот бы и мне чудесных помощников!» Девочка: «А у нас и так есть замечательные помощники». — «Какие? Я сам все делаю: и кровать заправляю, и зубы чищу, и в школу сам иду, и портфель сам несу…» — «Ну, это ты и правда можешь сам делать. Я про тех помощников, которые тебе помогают мир узнавать». — «Про телевизор? Радио?» — «Да нет, которые всегда с тобой и их специально включать не надо».
Целеполагание. Учитель: «Ребята, а вы догадались, о каких помощниках идет речь?» Дети высказывают свои предположения. Учитель подводит итог, перечисляя органы чувств. Просит детей выполнять при их перечислении условные движения: осязание — вытянуть ладошки; обоняние — показать на нос; вкус — открыть рот; слух — приставить ладошки к ушам; зрение — поморгать глазами. (Выполняется в игровой форме с несколькими повторами и убыстрением темпа.)
Аналитический этап. Учитель: «Давайте поиграем в «помощников». Сначала по отдельности проведем исследования, а потом все вместе попробуем разгадать загадку таинственной коробки со знаком вопроса: что в ней находится?»
Дети распределяются (жеребьевкой или назначением) по группам: 1я группа — слух; 2я — обоняние; 3я — осязание; 4я — вкус. Каждая группа проводит свое исследование: «обонянию» предлагается исследовать флакончик с ваткой, смоченной в цитрусовом масле или соке апельсиновой цедры; «слуху» — послушать, как звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается; «осязанию» — на ощупь определить, что находится в непрозрачном мешке; «вкусу» — попробовать с помощью одноразовых соломинок апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой. Когда все группы закончат работу, учитель помогает детям сделать выводы по плану (каждый раз просит по возможности назвать несколько вариантов):
Как оно звучит? (Без звука.) На что похоже?
Какой у него запах? На что похоже?
Какое оно на ощупь? На что похоже?
Какого вкуса? На что похоже?
Учитель: «Что же лежит в коробке? Давайте спросим «зрение». А «зрением» будем мы все». Учитель достает из коробки апельсин. Спрашивает, что может «сказать зрение». (Какого цвета, какой формы предмет.) Обсуждает с детьми, какой орган оказался самым «догадливым».
Далее учитель спрашивает: «А если бы в коробке был колокольчик, то какой орган помог бы нам больше остальных?» Затем делает вывод: «И все же определеннее всего дает нам знать о мире зрение. И пословица тоже об этом говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Учитель повторяет признаки апельсина, определенные детьми. При этом читающие ученики «подчеркивают» с помощью счетной палочки на голубой плашке (с. 18) название того чувства, которое помогло им определить тот или иной признак. Учитель подводит итог: «Вот так же, как и мы сейчас дружно работали, сотрудничают наши органы чувств, помогая нам жить в окружающем мире. Это и есть наши волшебные помощники».
Тренировочные упражнения. Учитель: «Давайте теперь рассмотрим рисунки на с. 19 и попробуем определить, на каком из них активнее всего ребята слушают, ощущают вкус, чувствуют запах, осязают нечто шелковистое, твердое, чувствуют особенно сильно, как дует ветер. (Ученики используют счетные палочки как указки).
А вот сейчас давайте вслед за волшебным клубочком «войдем» в каждую из репродукций картин художников (пускает по столу клубочек). Для этого станем маленькими, как наши пальчики (показывает движения указательным и средним пальцами, как ножками маленького человечка). Потихоньку подойдем к героям картин, понаблюдаем за ними и расскажем, что они делают, что и как видят, слышат, чувствуют, о чем думают и говорят». При обсуждении учитель выделяет выразительные, образные характеристики, которые дают дети героям картин и их ощущениям. Учитель должен подсказать детям, что надо постараться вообразить себя в той обстановке, в которой находятся персонажи художников А. А. Пластова, Н. П. Богданова-Бельского, И. М. Прянишникова. Только тогда можно найти точные слова для то го, чтобы передать ощущения ласкового летнего ветерка, прохладной родниковой воды, ее бриллиантового сверкания в лучах солнца, нежную влажность бревен под босыми нога ми на мосточке у родника, многообразие звуков, которые слышит девочка на картине А. А. Пластова (шелест листвы, журчание воды и звон капель, отскакивающих от поверхности ведра, щебетание птиц в кустах).
Учитель: «Другие, не менее радостные переживания роднят нас с героями картины Н. П. Богданова-Бельского: бодрость яркого зимнего, возможно, февральского дня, когда солнышко уже прогрело доски на крылечке, подтопило снег на крыше, закапали веселыми слезинками первые сосульки. И в то же время свежо, нежно пахнет снежком, морозец румянит щеки, но уже не страшит на излете зимы. Переливается трелями балалайка в руках у мальчика, а девчушки радостно слушают и, возможно, будут скоро подпевать или в пляс пустятся на крылечке, на солнечном припеке. Совсем иное настроение у героев картины И. М. Прянишникова: на вечерней зорьке собрались ребятишки ловить рыбу для ушицы. Неслышно, дремотно струится прогретая летним солнцем вода в реке или пруду. Стараясь не шуметь, чтобы не спугнуть добычу, ступает рыбак в воду. Другие еще на бережку сосредоточенно готовят снасти, также блюдя тишину и спокойствие. Тень от деревьев несет с собой прохладу и умиротворение».
При расхождении в описаниях репродукций учитель подчеркивает: «Ребята, мы смотрим на одну и ту же картину, а понимаем, видим, чувствуем ее по-разному, потому что мы разные, у нас разный опыт. От этого и жизнь каждого из нас становится разнообразнее и интереснее. Однако поразительно, как тонко должен был чувствовать природу и людей каждый из этих художников для того, чтобы и в нас сейчас пробудить похожие чувства и ощущения».
Выводы и обобщения. Завершая занятие, учитель сообщает детям, что в мире природы у многих животных органы чувств развиты намного сильнее, чем у человека. Например, всем известны чуткий нос собаки, орлиная зоркость, великолепный слух летучей мыши (приводит интересные факты из жизни этих или других животных).
Учитель: «Однако же у людей есть такие помощники, с которыми им становятся доступны любые уголки земного шара, по плечу многие сложности. Поэтому люди могут не только сами жить в мире и согласии, но и оказывать помощь другим обитателям планеты, творить красоту. А что это за помощники, мы узнаем на следующем уроке. Сейчас же в награду за дружную работу съедим, ребята, по дольке апельсина, порадуемся его цвету, вкусу, запаху».
Физкультминутки. Дети встают у парт, выполняют движения пальчиковой гимнастики под слова учителя:
Мы делили апельсин — (Показывают кулачок.)Много нас (широкое движение руками), а он один (кулачок).Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа,Эта долька — для утят, эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра, (Поочередно отгибаются пальцы.)А для волка — кожура. (Встряхивание кистями.)Он сердит на нас — беда. (Игровой испуг.)Разбегайся кто куда! (Прыжки вокруг себя.)
Рекомендации для занятий в семье. На прогулке, по дороге в школу и домой побеседуйте с детьми о том, что они видят, слышат, ощущают вокруг; какими словами могут описать впечатления, которые доставляют им зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Поделитесь своими впечатления ми, которые вам доставляют ваши органы чувств. Попробуйте вместе с ребенком передать свои впечатления в рисунке.
Урок 2
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
называть признаки, отличающих человека от других живых существ – человеческая речь, память, мышление;
определять описательно подходящими словами ситуации, когда человек использует в своей жизни речь, мышление, память;
наблюдать за своим восприятием окружающего мира с помощью пяти чувств и запечатлением этого восприятия в словесных высказываниях и в своей памяти.
Метапредметные результаты:
передавать словами красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников и выделять ситуации общения с помощью речи, памяти, мышления;
анализировать репродукции картин, размышляя над их содержанием;
оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира;
характеризовать предложенные картины и стихотворения;
определять своими словами самое главное в картинах;
моделировать (на основе анализа картин) ситуации общения людей друг с другом (даже на расстоянии во времени и жизненном пространстве), с природой;
тренировать память, вспоминая и описывая с помощью высказываний свои впечатления от восприятия природы;
контролировать свою речь, ее четкость и правильность, избегая употребления слов - «сорняков».
Личностные результаты:
осознавать красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
делиться своими впечатлениями от восприятия картин;
понимать важность особенностей человека: речь, мышление, память, позволяющих ему творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись стихотворений А. С. Пушкина и местного поэта.
Предварительная работа: по возможности экскурсия в художественный музей.
Ход урока
Актуализация знаний и умений. Занятие начинается с выполнения в рабочей тетради задания № 1 (с. 16). Дети вспоминают тему предыдущего урока, дополняют предложения, раскрашивают рисунки. Учитель просит детей сравнить человека и животных по признаку наличия у них органов чувств. Оказывается, что по этому признаку человек и животные очень похожи. А вот вы полнить то задание, которое дети только что сделали, ни одно животное не сможет. Человек умеет говорить сам и понимает речь другого человека, у человека есть память, он умеет сравнивать, наблюдать, делать выводы, придумывать новое.
Целеполагание. Учитель берет в руки кукол. Мальчик приглашает Девочку: «Пойдем, я тебе что-то покажу в саду. Только тихо-тихо, чтобы не помешать». Дети как можно тише открывают заранее заложенную в учебнике с. 20. Возможно, пальцами изображают человечков, идущих по странице к репродукции картины А. И. Лактионова. Девочка и Мальчик разговаривают вполголоса: «Смотри, берег реки. Как далеко видно! Небо голубое и в речке вода синяя. Ух, как жарко! Вон мальчишки купаются. Вот бы и нам окунуться. А вот и лавочка у дорожки — можно посидеть. Только она занята. А что это девочки делают?» Учитель обращается за ответом к детям: «Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам рассмотреть эту картину на уроке, посвященном познанию мира? (Потому что человек познает мир, прежде всего в общении с другими людьми, читая книги, обдумывая увиденное и услышанное.) Вот это и есть главные помощники человека в познании мира — речь, мышление и память. Ребята, а у кого есть любимая книга? Как она называется? (Дети отвечают.) А что вам помогло ответить на мой вопрос, что вы сделали для того, чтобы ответить? (Вспомнили.) Да, нам на помощь опять пришел наш важный помощник — память. Если бы не память, нам нечего было бы обдумывать, не о чем говорить».
Аналитический этап. Учитель: «Как вы думаете, могут ли сегодняшние герои нашего урока — память, мышление, речь — помочь людям так же зорко видеть, так же чутко слышать, как наши меньшие братья?» После обсуждения учитель предлагает детям выполнить в рабочей тетради задание № 3 (с. 17).
Далее учитель вновь использует диалог кукол. Девочка: «Представляешь, людям дан такой бесценный дар — речь. Никто, кроме человека, на нашей планете не владеет умением выражать свои мысли, чувства словами. А мы часто так плохо обращаемся с нашим родным языком: грубим, засоряем речь словами-сорняками…» Учитель вступает в разговор: «Ты совершенно права. А ведь доброе сердце, светлая голова, трудолюбие и, конечно, талант могут превратить слова в сокровище культуры. Посмотрите на репродукцию картины двух художников — Ивана Константиновича Айвазовского и Ильи Ефимовича Репина. Узнаете ли вы, кто на ней изображен? Вспомните, на каких уроках мы уже видели его образ и работали с отрывком из его произведения. О чем говорилось в том тексте? Из какого произведения А. С. Пушки на этот текст?» Учитель просит читающего ученика прочитать название картины — «Прощание А. С. Пушкина с морем». Учитель: «Пушкин очень любил море. Послушайте его замечательное стихотворение. Поэт обращается к морю, словно к близкому человеку, говорит с ним, прощается, как с дорогим другом. Слушайте стихотворение и смотрите на картину. Похоже ли она передает чувства поэта?»
Тренировочные упражнения. Учитель читает стихотворение сам или включает аудиозапись и сообщает детям: «Это стихотворение — настоящее произведение искусства, созданное с помощью слов. Оно так точно передает чувства и мысли поэта, что два художника смогли их глубоко понять и спустя много лет после кончины А. С. Пушкина уже с помощью своего искусства, искусства живописи, воспроизвести на холсте переживания и думы автора. Давайте уже своими словами попробуем передать, каково море на этой картине и каков человек, который с ним беседует. Море великое, могучее, «свободная стихия», как сказал А. С. Пушкин. И сам поэт, его душа — могучая, свободная стихия. Друг против друга на картине стоят две равные по мощи силы: одна — сила природы, другая — сила человеческого духа, мысли, памяти, слова.
Выводы и обобщения. Вот какими бесценными дарами обладаем мы, люди: памятью, мышлением, речью. Давайте мы с вами договоримся: совсем не обязательно всем писать стихи, но вот беречь свой родной язык в повседневной жизни, защищать его от грубых, ненужных слов, следить за чистотой, правильностью речи может каждый из нас».
Региональный компонент. Познакомьте детей с поэтическим и живописным произведениями, созданными поэтом и художником — вашими земляками.
Физкультминутки. Ученики под руководством учителя по следовательно заменяют слова на соответствующие движения:
Летит, летит по небу шар, Лети, мой шар, лети, мой шар,
По небу шар летит. Лети, лети, лети!
После каждой строки дети подпрыгивают.
Рекомендации для занятий в семье.
Попросите ребенка рассказать дома о своих впечатлениях от картины «Прощание А. С. Пушкина с морем». Вместе с ним в Приложении прочитайте о художниках Н. П. Богданове-Бельском, И. К. Айвазовском, И. Е. Репине. Попытайтесь своими словами определить самое главное в их картинах, то, что они особенно любили изображать. Подтвердите свою мысль примерами на основе наблюдения и размышлений над сюжетами картин.
xn----ftbbunegin2a4g.xn--p1ai
Уроки-тренинги в начальной школе
Уроки – тренинги в начальной школе
Тренинг – урок активной мыслительной деятельности учащихся, формой
организации которой является работа в парах, четвёрках.
Данные уроки разрабатываются на основе социокультурного системного подхода в обучении.
Проводятся на этапе закрепления знаний и способствуют корректировке основных понятий учащихся.
Структура уроков – тренингов:
Постановка цели (каждый урок имеет свой эпиграф, осмысление которого происходит с помощью пережитого урока)
Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном кругу. Дети встают, берутся за руки. Каждый должен почувствовать поддержку, доброе отношение. Это помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.
- Девизом нашего урока являются слова: «Мы – самые дружные ребята!»
- Прочитаем девиз хором
- Какое слово здесь самое главное?
- Прочитаем, выделяя это слово голосом
Самостоятельная работа, принятие собственного решения.
Каждый получает карточку, которая содержит вопрос и 3 варианта ответов. На этом этапе ученик должен рассмотреть все 3 варианта ответов, сравнив их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своему товарищу, почему он так считает.
Работа в парах (четверках).
При работе в группе каждый должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему.
Выслушивание классом различных мнений.
Предоставляется слово для высказывания разным группам. Учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформулировано понятие.
5.Экспертная оценка (после обсуждения учитель или ученик озвучивает
верный вариант)
6.Самооценка.
внимательно ли ты слушал товарища
смог ли объяснить товарищу свой выбор
верно ли сделал выбор
что получилось, что нет
что нужно сделать, чтобы работа была успешной
7.Итог: (раскрытие тайны слов эпиграфа)
Методика – тренинг грамотного письма
Восемь занятий с надельными интервалами, во время которых надо ежедневно по 15 минут выполнять несложные домашние задания. Грамотность, приобретенная таким путем, - особенная.
В процессе занятий в корне меняется восприятие печатной продукции. Скорость чтения увеличивается в 3 роза, при этом информация не забывается, появляется наблюдательность, внимание к деталям бытия, способность автоматического запоминания увиденного и прочитанного.
Ухо обманет, но глаз не подведёт.
Принцип грамотного письма – визуальный. Ухо может обмануть, глаз же «фотографирует» точно. Надо уметь «фотографировать». Ведь нас как учат читать? Хором, повторяя вслух за учительницей текст. Слуховой канал восприятия преобладает над зрительным. Мы «глотаем» книжки не глазами, а ушами! Такой некорректный метод образования малоэффективен. Вроде сидишь безмолвно над печатным листом, но внутренний голос постоянно проговаривает фразу за фразой, неотвязно звучит в голове бормотаньем поселившегося внутри надоеды. Изгнать наушника, а вместо него поселить фотографа – вот цель уроков.
ЗАНЯТИЕ 1
КОШКА С СОБАЧЬЕЙ ГОЛОВОЙ
Сядьте напротив ученика и задайте ему вопросы, требующие зрительных воспоминаний:
- сколько столов в среднем ряду?
- сколько шкафов в классе?
- сколько на шкафу цветов?
Важно, чтобы он не мог выдать готовый ответ, а вынужден был представить, вспомнить картину реальности. Учителю следует внимательно наблюдать за движением глаз учащихся. (Ребенок поднимет глаза в верхний левый или правый угол) ЗАПОМНИТЕ!
здесь его «место зрительных воспоминаний»
теперь определите, где у него «место зрительного конструирования»
- представь себе кошку с головой собаки
- как пишется слово (любое сложное) – у людей с проблемами правописания
(Глаза будут бегать по горизонтали)
Это значит, он «пробует» слово на слух, если зрачки поднимаются в «угол зрительного конструирования», ученик тоже легко может допустить ошибку. У отличников с развитой визуальной памятью обычно глаза рефлекторно поднимаются в «угол зрительных воспоминаний». Именно там нужно искать точно написанное слово (если, хоть раз он его видел в книге)
- постарайся увидеть внутренним взором это слово, поднимай глаза в верхний угол.
ЗАНЯТИЕ 2.
Заготовить карточки с иероглифами или рисунками, не имеющими смысла. Дайте ребенку рассмотреть карточку, «сфотографировать» ее. Теперь пусть воспроизведет фото. Рисунки постепенно усложнять.
Написать на листе 6-8 согласных букв. Их набор не должен вызывать звуковых ассоциаций. Дать рассмотреть их. Пока он вглядывается в лист, попросить его вслух произносить алфавит, считать или петь – важно, чтобы были заняты его органы речи, тогда он не сможет запоминать, по привычке проговаривая увиденное. Через 2-3 минуты пусть напишет буквы, опять же представив их в «зрительном углу».
ЗАНЯТИЕ 3
ДРЕССИРОВАННАЯ МУХА
Начертить поле из 9 клеток, как для игры в «крестики-нолики». В одной из клеток нарисуйте муху. «Муха» может перемещаться по приказу «дрессировщика» на одну клетку вверх, вниз, вправо, влево. Если «муху» послали вправо, ее нельзя тут же посылать влево, если вверх - , нельзя сразу – вниз. Она не умеет ползти обратно – только вперед. Нельзя, чтобы «муха» выбралась за пределы поля. Уберите листок. Ученик должен удерживать его в воображении. Теперь «поочередно» гоняйте «муху». К игре можно подключить еще людей, кто-то будет арбитром, не отрывающим взора от клеточного поля. Понятно, что в конце игры положение «мухи» должно совпасть у всех игроков.
ЗАНЯТИЕ 4.
Вернемся к упражнению с карточками. Нарисуем на них разноцветными фломастерами ряд согласных букв. Попросите запомнить буквы вместе со цветом. При запоминании опять исключите проговор. Проверьте, как впечаталась в память ребенка пестрая вереница литер. Попросите представить слово «снег» в том «углу», где у него находится зрительное восприятие. Спросите:
- каким цветом написано слово, какой фон
- прочитай слово наоборот, справа налево.
То же пусть проделает с 5-6-7-8 буквенными словами. Пусть придумывает сам, а затем переворачивает – перелицовывает любые слова, говоря, какого они цвета, каков размер букв, шрифт, фон.
ЗАНЯТИЕ 5.
Напишите на карточках длинные сложные слова и трудно произносимые слова так, чтобы 2-3 буквы подряд были окрашены в одинаковые цвета. На каждой карточке должно стоять одно слово, но показываются одновременно ребенку 3 карточки подряд. Затем слова воспроизводятся им по памяти, извлекаются из соответствующего «зрительного угла». Заготовьте карточки с анаграммами, т.е. словами, где все буквы поменялись местами, перепутались:
Ребтатука – табуретка
Слова в анаграммах подберите по темам: города, животные, деревья, мебель.
Название собирательной группы не подсказывайте, но каждую группу слов выделите своим цветом. Это упражнение учит узнавать образ слова в тексте.
ЗАНЯТИЕ 6.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДИКТАНТЫ
Придумайте небольшие диктанты из цветных малознакомых слов. Предложите ребенку запомнить слова вместе с соответствующим цветом. Потом продиктуйте упражнение, но ребенок, прежде чем написать, пусть представит слово в «зрительном углу».
ЗАНЯТИЕ 7.
Придумайте связный текст диктанта с сюжетом примерно на страничку. Дайте его прочитать ребенку, отведя минимальное время. Читая, он должен произносить алфавит. Проверьте, насколько хорошо усвоен текст. Так выявляется навык зрительного чтения. Школьникам, даже старшеклассникам, упражнение дается с трудом. Тем не менее, задание надо усложнять: пусть желающий стать грамотеем пробежит текст глазами, вслух проговаривают талицу умножения, считалки, стихи, поёт.
ЗАНЯТИЕ 8.
К этому времени навык грамотного письма в целом уже сформирован. Остается его закрепить, «привязать» к работе с текстом и к свободному письму, повторяя упражнения. О том, что такая «привязка» возникла, сигнализирует тест: дайте обучаемому знакомый, но с подвохом диктант – преднамеренными ошибками в прежних разноцветных, а теперь однотонных словах. Если ляпы «режут» ему глаз, значит внутренний редактор заработал.
Отныне, все просматриваемые им книжки – газеты будут пополнять новой грамотной лексикой его личный биокомпьютер, записывать на корочку даже самые сложные слова.
infourok.ru