Брат с братом через дорожку живут, В баенке, в уголку В баенки, на полочку В парну баенку иду, Вместе сойдутся, Вожжечки не долги, не коротки: Вожжи вкруг света о6овьются, Вожжи долги: Вожжи мои, вожжи Вожжи мои, вожжи, Вокруг земли (поля) обведу, Два брата живут рядом, Два брата живут через дорогу, Два брата живут через дорогу, Два брата Два братца глядятся — Два братца Два братца через грядку смотрят, Два братца Два братца Два двачка, Два двачки, Два клубка через грядку висят. Два соседа — Два узелочка выйдут на поле, Две звёздочки маленьких Долги вожжи, Долги, долги вожжечки, Долгие вожжи Долгие вожжочки — | Есть у меня вожжи: Есть у меня возжечки, Живут два брата через дорогу, Живут два братца рядком, Живут рядом — Идут два брата, Коротеньки вожжи, Коротеньки вожжишки — Коротенькие вожжишки Круг города станет, Круг поля обведу, Кругло-мохнато, Мои вожжи золотые Мы — любезные два брата, На поле, на кошличке На полке, в кошличке Под крышечкой две куколки играют. Под дугам, дугам Под дугами Под порожком Сидят два братца рядом, Тоненьки вожжицы Тоненьки вожжишки У меня есть вожжи: У меня есть два камушка, У нас чудеса, Через дорожку Что удалее на свете? Шерсть на шерсть, Ящички, |
Бочка; на бочке — почка; Вилы, грабли, Вилы, грабли, Два столба, Две ходули, Кто ходит утром на четырёх ногах, На вилах грабли, На вилах ящик, На двух колах — бочка, На поле — соха, На ходуне шатун, На шатуне ревун, Не цветок, а цветёт. Один болтун, По утру — на четвером, Сам большой, Стоит бочка, Стоит дуб, Стоит дуб, Стоит костяшка, Стоит рассоха, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, | Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят вилы, Стоят два дуба, Стоят два кола, Стоят два пня, Стоят два столба, Стоят два столба, Стоят марашки, Стоят ходули, Утром — на четырёх (ногах), |
В белом березняке В болоте доска мокнет. В болоте лежит В избе, под лавкой, В ступе — вода, В темнице за решеткой, В тёмном подвале В тёмном подполье Доска лежит на болоте: За белыми берёзами Завсегда во рту, За стеной За стеной, стеной — Как я встала, Какая часть у человека Колода Красненька дощечка Кто движется, не сходя с места? Кто сидит за костяным замком? Лежит брус Лежит в море пластинка, Лежит в подполье Лежит в яме, Лежит доска — Лежит доска на болоте, Лежит доска на мосту, Лежит доска Лежит колода в болоте, Лежит колода, Лежит колода Лежит — мертвец | Мокренький телёночек. Мокрый телёнок Мокрый телёнок На море доска На море дощечка На море дощечка На море дощечка На море дощецка, На море на Мурманском, Не на меру, не на вес, Не сохнет, Под белыми берёзами Под крышей, Под небом (На море) дощечка Под печкой — плашка. Под полом доска лежит, Под полом доска лежит Под полом, Под частым березняком Посреди моста Река глубока, Рыжий жеребец Середи реки олень Скок да скок — Стоит столб, Что (за) мокрый телёнок Что тяжелее горы? |
Русские народные загадки про грамотность и средства информации
Все загадки Фольклор
Собрание русских народных загадок про грамотность и средства информации, и про всё что связано с ними. Смотрите также загадки про почту.
Бумага
Об угол не разобьешь, | У столика-стола |
Бумага, буквы, глаза, пальцы, ум
Бысть некая вещь Земля бела, Летели три орла, | Ни небо, ни земля, Ни небо, ни земля, Ни небо, ни земля, |
Бумага, буквы, пишущий
Белое поле, Пятеро волов | Семя плоско, |
Бумага, пальцы, писец, буквы
Расстилается по двору белое сукно; |
|
Газета(ы)
В Москве рубят, Голубочка бела | Одни заварили, Поля белые, Языка не имеет, |
Газетчик
На углу стоит мальчишка, |
|
Географическая карта
Дороги имеются — | Что за страна, |
Грамота
Без языка, а сказывается. |
|
Загадка
Без лица в личине? |
|
Карандаш
Грамоте не знаю, Маленький Ивашка, Моё тело ножом срежут, Неграмотный, | Чёрный Ивашка, Чёрный Ивашка, |
Книга
Без языка, Белое поле, Жалованья не получаю, Идёт ни мужик, ни баба, Иду я по грядкам, Кто говорит молча? Не дерево (куст), а с листочками, Не дерево — с листьями, Не куст, а с листами. Не куст, а с листками, Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. | Один заварил, Один заварил, По белому полю Под дубком, дубком Под крыльцом, крыльцом Под мостом калистом Под мостом (яристом) мостом С листьями, а не дерево. |
Книги старопрежние
Вышел дед, |
|
Мел
По чёрной земле |
|
Неграмотный
Когда зрячий человек | Хорошо видит, |
Очки
Сам верхом, | Сидит Пахом |
Пальцы, перо, письмо, писец (Пальцы, перо, бумага, буквы)
Пятеро волов |
|
Перо
Без души родился, Грамоты не знаю, Когда я пьян, | Не хитрая вещь я, |
Перо (гусиное)
Выну сердце, Голову отрежу, Голову срезали, Дважды рожден, Жил-был — не говорил, Из живого и мёртвого вынут — Мал малышок, Носила меня мать, | Отрежу голову, Пишу весь век, Поймаю гуся, Родился от плоти, Сверху — пушисто, Сверху — с пухом, Сорву косматому голову, Срежу головку (голову), Срежу голову, Срежут голову, |
Перо и чернила
Белое поле, |
|
Песочница
Не евши блюёт, |
|
Печать
| Поле бело, |
Стенная газета
Висит немая, |
|
Телеграф
В Москве рубят, |
|
Телефон
Здесь говорят, |
|
Чернила
Какая водица |
|
Чтение
Еду по градам, |
|
Жанр фольклора:
Загадки
Можно ли мыслить без языка?
Язык настолько глубоко укоренился почти во всех аспектах нашего взаимодействия с миром, что трудно представить, что было бы, если бы его не было. Что, если бы у вещей не было названий? Что, если бы у нас не было опыта высказываний, вопросов или разговоров о вещах, которых на самом деле не было? Сможем ли мы думать? Какими были бы наши мысли?
Ответ на вопрос, возможно ли мышление без языка, зависит от того, что вы подразумеваете под мышлением. Можете ли вы испытывать ощущения, впечатления, чувства без языка? Да и мало кто будет утверждать обратное. Но есть разница между способностью испытывать, скажем, боль или свет и обладанием понятиями «боль» и «свет». Большинство скажет, что истинное мышление предполагает наличие понятий.
Многие художники и ученые, описывая свои внутренние процессы во время работы, говорят, что используют для решения проблем не слова, а образы. Писательница-аутистка Темпл Грандин, объясняя, как она мыслит визуально, а не лингвистически, говорит, что понятия для нее — это наборы образов. Ее понятие «собака», например, «неразрывно связано с каждой собакой, которую я когда-либо знал. моя видеотека». Конечно, у Грандин есть язык, и она знает, как им пользоваться, поэтому трудно сказать, в какой степени он повлиял на ее мышление, но не исключено — и, вероятно, вероятно — что есть люди, которым не хватает способности говорить. использовать язык и думать так, как она описывает.
Имеются также свидетельства того, что глухие люди, отрезанные от языка, устного или жестового, мыслят изощренно до того, как столкнулись с языком. Когда они позже изучают язык, они могут описать опыт мыслей, подобных мыслям 15-летнего мальчика, который писал в 1836 году после обучения в школе для глухих, о которых он помнил, что в доязыковые дни он думал: «что может быть, луна ударит меня, и я подумал, что, может быть, мои родители сильны и будут бороться с луной, и она потерпит неудачу, и я издевался над луной». Кроме того, спонтанные языки жестов, разработанные глухими учащимися без языковых моделей в таких местах, как Никарагуа, демонстрируют тип мышления, который выходит далеко за рамки простого сенсорного впечатления или практического решения проблем.
Однако, хотя кажется, что мы действительно можем мыслить без языка, также верно и то, что существуют определенные виды мышления, которые становятся возможными благодаря языку. Язык дает нам символы, которые мы можем использовать, чтобы фиксировать идеи, размышлять над ними и удерживать их для наблюдения. Это позволяет использовать уровень абстрактного мышления, которого в противном случае у нас не было бы. Философ Питер Каррутерс утверждал, что существует тип внутреннего, явно лингвистического мышления, которое позволяет нам доводить наши собственные мысли до сознания. Мы можем думать без языка, но язык дает нам понять, что мы думаем.
Можем ли мы мыслить без языка?
Анна Иванова |
Категории: Когнитивная нейронаука, Нэнси Канвишер, Ев Федоренко, Ask the Brain
В рамках нашей серии «Спроси мозг» Анна Иванова, аспирантка, изучающая, как мозг обрабатывает язык в лаборатории Нэнси Канвишер и Эвелины Федоренко, отвечает на вопрос: «Можем ли мы думать без языка?»
Аспирантка Анна Иванова изучает обработку речи в мозгу.
_____
Представьте себе женщину — назовем ее Сью. Однажды у Сью случился инсульт, который разрушил большие участки мозговой ткани в ее левом полушарии. В результате у нее развивается состояние, известное как глобальная афазия, что означает, что она больше не может произносить или понимать фразы и предложения. Вопрос в том, насколько сохранились мыслительные способности Сью?
Многие писатели и философы установили тесную связь между языком и мышлением. Оскар Уайльд назвал язык «родителем, а не потомком мысли». Людвиг Витгенштейн утверждал, что «пределы моего языка означают пределы моего мира». А Бертран Рассел заявил, что роль языка состоит в том, чтобы «сделать возможными мысли, которые не могли бы существовать без него». Учитывая эту точку зрения, Сью должна нанести непоправимый ущерб своим когнитивным способностям, когда потеряет доступ к языку. Нейробиологи согласны? Не совсем.
Данные нейровизуализации выявили особый набор областей человеческого мозга, которые сильно и избирательно реагируют на язык.
Эта языковая система, по-видимому, отличается от областей, которые связаны с нашей способностью планировать, запоминать, вспоминать прошлое и будущее, рассуждать в социальных ситуациях, испытывать сопереживание, принимать моральные решения и создавать свой образ самого себя. Таким образом, значительная часть нашего повседневного когнитивного опыта оказывается не связанной с языком как таковым.
А как же Сью? Может ли она действительно думать так, как мы?
Хотя мы не можем напрямую измерить, что значит думать как нейротипичный взрослый, мы можем исследовать когнитивные способности Сью, попросив ее выполнить множество различных задач. Оказывается, пациенты с глобальной афазией могут решать арифметические задачи, рассуждать о намерениях других и решать сложные задачи на причинно-следственные связи. Они могут определить, изображено ли на рисунке событие из реальной жизни, и посмеяться, если это не так. Некоторые из них играют в шахматы в свободное время. Некоторые даже занимаются творчеством — композитор Виссарион Шебалин продолжал писать музыку даже после инсульта, в результате которого у него началась тяжелая афазия.
Некоторым читателям эти результаты могут показаться удивительными, учитывая, что их собственные мысли так тесно связаны с языком. Если вы относитесь к этой категории, у меня для вас сюрприз: исследования показали, что не у всех есть внутренний речевой опыт. Мою двуязычную подругу иногда спрашивают, думает ли она на английском или польском, но она не совсем понимает вопрос («как ты можешь думать на языке?»). Другой мой друг утверждает, что он «мыслит пейзажами» — чувство, которое передает образный характер мыслей некоторых людей. Поэтому даже внутренняя речь не кажется необходимой для мышления.
Итак, мы разгадали тайну? Можем ли мы утверждать, что язык и мышление совершенно независимы, а Бертран Рассел ошибался? Только до некоторой степени. Мы показали, что повреждение языковой системы в мозгу взрослого человека оставляет большинство других когнитивных функций нетронутыми. Однако когда дело доходит до связи языка и мышления на протяжении всей жизни, картина становится гораздо менее ясной. Хотя имеющихся данных недостаточно, они указывают на то, что некоторые из обсуждавшихся выше когнитивных функций, по крайней мере, в некоторой степени, приобретаются посредством языка.
Пожалуй, самый очевидный случай — это числа. В мире есть определенные племена, в языках которых нет числовых слов — у некоторых могут быть только слова от одного до пяти (мундуруку), а у некоторых их даже не будет (пираха). Было показано, что носители языка пираха допускают ошибки в задачах на сопоставление один к одному («соберите столько палочек, сколько мячей»), что позволяет предположить, что язык играет важную роль в начальной настройке точных манипуляций с числами.
Еще один способ изучить влияние языка на познание с течением времени — изучить случаи, когда доступ к языку задерживается. Глухие дети, рожденные в слышащих семьях, часто не знакомятся с языками жестов в течение первых нескольких месяцев или даже лет жизни; Было показано, что такая языковая депривация ухудшает их способность участвовать в социальных взаимодействиях и рассуждать о намерениях других. Таким образом, хотя языковая система может и не принимать непосредственного участия в процессе мышления, она имеет решающее значение для получения достаточного количества информации для правильной настройки различных когнитивных областей.