Skip to content

Без языка а сказывается: Что без языка, а сказывается?

Русские народные загадки про человека

Собрание русских народных загадок про человека, его части тела и жизнедеятельность.
 

Брат с братом через дорожку живут,
один другого не видят.

В баенке, в уголку
два яичка в мошку.

В баенки, на полочку
два яблочка в уголочку.

В парну баенку иду,
пару яблочков несу.

Вместе сойдутся, 
врозь разойдутся. 

Вожжечки не долги, не коротки:
вкруг поля стали,
а круг головы не достали.

Вожжи вкруг света о6овьются,
вкруг головы не обовьются.

Вожжи долги:
вокруг поля достают,
только вкруг кола не достают.

Вожжи мои, вожжи
всё поле извожжали,
вокруг головушки не стали.

Вожжи мои, вожжи,
округ стога не сустанут,
до неба достанут.

Вокруг земли (поля) обведу,
а вокруг головы не обвести
(нет; не обведёшь).

Два брата живут рядом,
а сойтись не могут.

Два брата живут через дорогу, 
а друг друга не видят. 

Два брата живут через дорогу, 
и один одного не видят. 
Варианты:
Два брата зля дома живут… 
Два братца… 
… а никак не сойдутся. 
… а друг дружку не видят. 

Два брата 
через дорогу живут, 
но друг друга не видят. 

Два братца глядятся —
друг друга не видят.

Два братца 
рядом живут, 
друг с другом 
не видятся. 

Два братца через грядку смотрят,
да не сойдутся.

Два братца
через дорожку живут (стоят),
а никогда не видятся.

Два братца 
через дорожку живут, 
друг дружку не видят. 

Два двачка,
два очка,
два корытечка.

Два двачки,
два корытычки,
сойдутся да разойдутся.

Два клубка через грядку висят.

Два соседа —
непоседа:
день на работе,
ночь на отдыхе.

Два узелочка выйдут на поле, 
всё поле обсеют. 

Две звёздочки маленьких
всё поле мне светят.

Долги вожжи, 
а кругом не хватат. 

Долги, долги вожжечки,
до неба достанут,
а круг головы не станут.

Долгие вожжи
через сине море хватят,
через буйну голову не хватят.

Долгие вожжочки — 
круг поля достанут, 
а круг головы не достанут. 

Есть у меня вожжи:
до неба достанут,
а вокруг себя нет.

Есть у меня возжечки,
вкруг поля станут,
а круг головы не станут.

Живут два брата через дорогу,
а друг друга не видят. 

Живут два братца рядком,
а друг дружка не видят.

Живут рядом —
ни отстать,
ни опередить
друг друга не могут.

Идут два брата, 
а один одного 
через дорогу не видит. 

Коротеньки вожжи, 
а далеко хватают. 

Коротеньки вожжишки —
во всё поле сустали.

Коротенькие вожжишки 
тянутся далеко. 

Круг города станет,
круг головы не достанет.

Круг поля обведу,
вокруг головы не обвесть.

Кругло-мохнато, 
меж им горбато; 
придет беда, 
потечёт вода. 

Мои вожжи золотые
до неба достанут,
а круг головы не достанут.

Мы — любезные два брата, 
ничем нельзя поссорить нас, 
меж нами нет разврата, 
друг без друга мы ни на час; 
вместе спим и вместе ходим, 
всюду неразлучно бродим, 
куда один, туда другой, 
друг без дружки мы ни шаг ногой.  

На поле, на кошличке
лежат два яичка.

На полке, в кошличке
лежат два яичка.

Под крышечкой две куколки играют.

Под дугам, дугам
ходят (висят) яблоки с кругам.

Под дугами
ходят облака с кругами.

Под порожком 
два горошка. 

Сидят два братца рядом, 
а друг друга не видят. 

Тоненьки вожжицы
до неба достают,
а около головы не станут.

Тоненьки вожжишки
во всё поле тянутся
и то не оборвутся.

У меня есть вожжи:
круг степи хватают,
округ себя не хватают.

У меня есть два камушка, 
куда закину — везде достану. 

У нас чудеса, 
а придет беда, 
потечет вода. 

Через дорожку 
два братца живут, 
а друг друга не видят. 

Что удалее на свете?

Шерсть на шерсть, 
тело на тело, 
спать лёг — и милое дело.

Ящички,
плющички,
синие камушки.

Бочка; на бочке — почка;
на почке вырос маленький лесочек,
и в этом лесочке бегают
маленькие зверёчки.

Вилы, грабли, 
короб, зевало, 
сморкало, мигало, 
толстый, короткий 
по лесу свиней гоняет. 

Вилы, грабли, 
ревун, сопун; 
гляди в чистое поле: 
густая тайга; 
в ней живут звери, 
человека заедают. 

Два столба, 
на столбах бочка, 
на бочке кочка, 
на кочке лес, 
в лесу бес. 

Две ходули,
два махала,
два смотрело,
одно кивало.

Кто ходит утром на четырёх ногах, 
днём на двух, 
а вечером на трёх? 

На вилах грабли, 
на граблях шарун, 
в шаруне ревун, 
в ревуне сопун, 
над сопуном глядун, 
над глядуном роща, 
за рощей поле, 
над полем дремучий лес.  

На вилах ящик,
на ящике махало,
на махале кивало,
на кивале зевало,
на зевале сморкало,
на сморкале зеркала,
на зеркалах поле,
за полем роща.

На двух колах — бочка,
на бочке — кочка,
на кочке — лес,
в кочке — бес.

На поле — соха,
на сохе — подушка,
на подушке — кошель,
на кошеле — ходуны,
на ходунах — грабли,
на граблях — мигуны,
на мигунах — роща,
а в роще — дикие звери.

На ходуне шатун, 
над шатуном ревун, 
Над ревуном салун, 
над салуном глядцы. 
над глядуном роща, 
за рощей поле, 
за полем дремучий лес. 

На шатуне ревун, 
над ревуном сапун, 
над сапуном глядун, 
за глядуном роща, 
за рощей поле, 
за полем дремучий лес. 

Не цветок, а цветёт. 

Один болтун,
другой свистун,
(и) третий едун,
два брата видаки,
а два слышаки,
два бегуна
да два брата ухвати.

По утру — на четвером,
среди дня — на двоем,
а под вечер — на троем.

Сам большой,
да глаз малый.

Стоит бочка,
на бочке — кочка,
на кочке — лес.

Стоит дуб,
на дубе — клуб1,
на клубе — семь дыр.

Стоит дуб,
на дубе — сад,
в саду девицы гуляют.

Стоит костяшка, 
на костяшке вертун, 
на вертуне шатун, 
на шатуне ревун, 
над ревуном сапун, 
над сапуном глядун 
над глядуном роща. 

Стоит рассоха,
на рассохе — бебень,
на бебене — махало,
на махале — зевало,
на зевале — чихало,
на чихале — мигало,
на мигале — остров,
на острову — звери.

Стоят вилы, 
а на вилах бочка, 
а на бочке кочка, 
на кочке лесок, 
а в леску зверьки. 

Стоят вилы, 
а на вилах короб, 
а на коробе махало, 
на махале зевало, 
на зевале сморкало, 
на сморкале глядело,  
на гляделе роща, 
а в роще птицы гуляют.  

Стоят вилы,
на вилах — бочка,
на бочке — едало,
на едале — мигало,
на мигале — рожь,
во ржи свинки гуляют.

Стоят вилы,
на вилах — бочка,
на бочке — кивало,
на кивале — зевало,
на зевале — мигало,
на мигале — остров,
на острове козы (ходят).

Стоят вилы, 
на вилах бочка, 
на бочке кочка, 
на кочке бор. 
(… на кочке вётошь.) 

Стоят вилы, 
на вилах бочка, 
на бочке кочка, 
на кочке ветошь, 
в ветоши звери ходят. 

Стоят вилы,
на вилах — бочка,
на бочке — кочка,
на кочке — зверки.

Стоят вилы,
на вилах — бочка,
на бочке — кочка,
на кочке — роща,
а в роще козы гуляют.

Стоят вилы,
на вилах — бочка,
на бочке — махало,
на махале — качало,
на качале — зевало,
на зевале — сморкало,
на сморкале — мигало,
на мигале — роща,
в роще — свинки —
золоты щетинки.

Стоят вилы,
на вилах — бочка,
на бочке — шар,
на шару — лес,
а в лесу свиньи водятся.

Стоят вилы,
на вилах — бурак,
на бураке — горшок,
на горшке — зевало,
на зевале — сморкало,
на сморкале — роща,
в роще ходят свиньи.

Стоят вилы, 
на вилах грабли, 
на граблях шатун, 
на шатуне ревун, 
над ревуном сапун, 
над сапуном глядун, 
над глядуном роща, 
над рощей поле, 
над полем дремучий лес, 
там волки есть. 

Стоят вилы,
на вилах — грабли,
над граблями — ревун,
над ревуном — сапун,
над сапуном — глядун,
над глядуном — поле,
а за полем дремучий лес.
(на глядуне — роща,
а в роще свиньи роются).

Стоят вилы, 
на вилах гузов, 
на гузове кочка, 
на кочке леса, 
там бегай от беса. 

Стоят вилы,
на вилах — держа,
на держе — шарик,
на шарике — лес,
в лесу зверь.

Стоят вилы,
на вилах — короб,
на коробе — гора,
на горе — два стекла.

Стоят вилы,
на вилах — короб,
на коробе — гора,
на горе — леса,
в лесах зверь ловится,
а не продаётся.

Стоят вилы,
на вилах — короб,
на коробе — шарик,
на шарике — сено.

Стоят вилы,
на вилах — короб,
на коробе — махалы,
на махалах — грабли,
над граблями — горшок,
на горшке — ревун,
над ревуном — сапун,
над сапуном — два фонаря,
над фонарями — площадь,
за площадью — чаща,
в чаще ходят свиньи.

Стоят вилы,
на вилах — короб,
на коробе — махалы,
на махалах — хапало,
на хапале — нюхало,
на нюхале — мигало,
на мигале — роща,
а в роще-то свиньи роются.

Стоят вилы, 
на вилах короб, 
над коробом махало, 
над махалом ревун, 
над ревуном сапун, 
над сапуном глядун, 
над глядуном роща, 
над рощей поле, 
над полем дремучий лес, 
и в нем свиньи водятся.  

Стоят вилы,
на вилах — кузов,
на кузове — махало,
на махале — зевало,
на зевале — сморгало,
на сморгале — глядела,
на гляделах — роща,
в роще свиньи роются.

Стоят вилы,
на вилах — стол,
на столе кол,
на коле — сено,
в сене — свиньи.

Стоят вилы,
на вилах-то — бочка,
на бочке-то — кочка,
у кочки — махало,
на кочке — зевало,
повыше — мигала,
а там — лядина,
в лядине — скотина.

Стоят вилы,
на вилах-то — зевало,
на зевале-то — мигало,
на мигале-то — кочка,
а в кочке-то роются дочки.

Стоят вилы, 
на вилах-то коробья, 
на коробье-то махало, 
на махале-то едало, 
на едале-то сморкало, 
на сморкале-то мигало, 
на мигале-то стоит лес густой, 
поверх леса наволок, 
а на ём коровушки божии. 

Стоят два дуба, 
на дубах бочка, 
на бочке кочка, 
на кочке лес, 
а в лесу дикие звери водятся.  

Стоят два кола, 
на кольях бочка, 
на бочке кочка, 
а на кочке дремучий лес. 

Стоят два пня, 
на пнях бочка, 
а на бочке кочка, 
а на кочке лес, 
а в лесу бес. 

Стоят два столба, 
на столбе бочка, 
на бочке бочёнок, 
на бочёнке лес, 
а в лесу звери водятся. 

Стоят два столба, 
на столбах бочка, 
на бочке кочка, 
на кочке лес, 
а в лесу бес. 

Стоят марашки,
на марашках-то — короб,
на коробу — махала,
на махалах — зевала,
на зевалах — крута гора,
на горе — лес,
в лесу барашки бегают.

Стоят ходули,
над ходулями махалы,
над махалами — зевало,
над зевалом — чиркунчик,
над чиркунчиком—мигунчик,
над мигунчиком — болотны кочки.

Утром — на четырёх (ногах),
в полдень — на двух,
вечером — на трёх.

В белом березняке
талалай живёт.

В болоте доска мокнет.

В болоте лежит 
мяса кусок, 
не мокнет и не гниёт. 

В избе, под лавкой,
мокрый телёнок лежит.

В ступе — вода,
в огороде — гряда.

В темнице за решеткой, 
а не арестован, 
до неба достаёт, 
а лежит на болоте. 

В тёмном подвале
лежит мокрый телёнок,
всё время ворочается,
а встать не может.

В тёмном подполье
мокрый телёнок лежит
(про себя он мычит).

Доска лежит на болоте:
не сохнет, не гниёт
и ржавчина не берёт.

За белыми берёзами
тарара (та-ра-ра) живёт.

Завсегда во рту,
а не проглотишь.

За стеной
кустяной
соловейко спой!

За стеной, стеной —
каравашек костяной.

Как я встала, 
до неба достала.  

Какая часть у человека 
всегда мокрая? 

Колода
среди болота,
не трухнет,
не гниёт.

Красненька дощечка
глядит из подпечка.

Кто движется, не сходя с места?

Кто сидит за костяным замком?

Лежит брус
во всю Русь,
и не гниёт,
и не тропнет.

Лежит в море пластинка,
не сохнет,
не мокнет.

Лежит в подполье 
мокренький телёночек. 

Лежит в яме, 
не сохнет, не вянет. 

Лежит доска — 
весь век не сопреет. 

Лежит доска на болоте, 
не сохнет, не мокнет, не ржавеет. 

Лежит доска на мосту, 
не гниёт, не преет. 

Лежит доска
с(е)реди мостка,
не гниёт и не сохнет.

Лежит колода в болоте,
не мокнет,
не гниёт
и от берега не плывёт.

Лежит колода,
посреди болота,
от солнышка не сохнет,
от воды не гниёт.

Лежит колода
среди огорода (болота),
не гниёт, не сохнет (не тропнет).

Лежит — мертвец
(Лежит, переминается),
а когда встанет —
тогда небо достанет.

Мокренький телёночек.
в погребе (под лавочкой) лежит.

Мокрый телёнок
в подполье (огороде,
под лавочкой) лежит.

Мокрый телёнок
из-за перегородки глядит.

На море доска
не гниёт, не сохнет.

На море дощечка
не гниёт, не плесниёт,
а завсегда мокра.

На море дощечка
не индивеет,
не плиснивеет.

На море дощечка
не сохнет,
не блекнет.

На море дощецка, 
не сохне, не мокне, 
не курживеет. 

На море на Мурманском,
на Онеге, на Ладожском
помутилася вода с песком,
поборолся Илья с Петром.

Не на меру, не на вес,
а при всяком есть.

Не сохнет, 
не мокнет, 
не куржевеет. 

Под белыми берёзами 
тарара живёт. 

Под крышей, 
а как телёнок мокрый. 

Под небом (На море) дощечка
не сохнет, не мокнет,
не куржавеет.

Под печкой — плашка.

Под полом доска лежит,
не гниёт,
не плесневеет.

Под полом доска лежит
(Лежит доска на болоте),
не сохнет,
не мокнет,
не ветреет.

Под полом,
под полистым,
лежит камень дыристый,
не сохнет,
не блекнет,
не выветреет.

Под частым березняком 
болтун сидит. 

Посреди моста 
лежит доска, 
не гниёт, не сохнет. 

Река глубока,
рыба без кости.

Рыжий жеребец 
в берёзовом остожье, 
ржёт и хохочет — 
выскочить не может.  

Середи реки олень
плавает весь день.

Скок да скок —
за решёткой зверёк,
что ты ни знал,
обо всём рассказал.

Стоит столб, 
а в столбе помело. 

Что (за) мокрый телёнок
межу огородкой?

Что тяжелее горы?

Русские народные загадки про грамотность и средства информации

Все загадки    Фольклор

Собрание русских народных загадок про грамотность и средства информации, и про всё что связано с ними. Смотрите также загадки про почту.
 

Бумага

Об угол не разобьешь,
а об воду разобьешь.

У столика-стола 
три я годика ждала. 

Бумага, буквы, глаза, пальцы, ум

Бысть некая вещь
светла распростерта,
на ней черны птицы:
две призирают,
три созидают,
один повелевает.

Земля бела,
семена черны,
пятеро пашут,
двое блюдут,
один управляется.

Летели три орла,
сели на одно гнездо,
снесли одно яйцо.

Ни небо, ни земля,
видением бела;
трое по ней ходят,
одного водят,
два соглядают,
один повелевает.

Ни небо, ни земля,
видом не светла,
садятся на ней
темнообразные птицы,
два созирают,
два созидают,
один повелевает.

Ни небо, ни земля,
собой бела,
двое глядят,
трое работают,
один повелевает.

Бумага, буквы, пишущий

Белое поле,
чёрное семя,
кто поле (его) сеет,
тот и разумеет.

Пятеро волов
одной сохой пашут.

Семя плоско,
поле гладко,
кто умеет,
тот и сеет,
семя не всходит,
а плод приносит.

Бумага, пальцы, писец, буквы

Расстилается по двору белое сукно;
конь его топчет; один ходит, другой водит;
чёрные птицы на него садятся.

 

Газета(ы)

В Москве рубят, 
а к нам щепки летят. 

Голубочка бела
в избу влетела,
что на свете видала,
про всё рассказала.

Одни заварили, 
другие налили, 
сколько ни хлебай, 
на любую артель хватит. 

Поля белые, 
овцы чёрные. 

Языка не имеет,
а у кого побывает,
тот многое знает
(тот очень много узнает).

Газетчик

На углу стоит мальчишка, 
держит сумку подмышкой 
и прохожему кричит: 
«Город Токио горит, 
бой на улицах Берлина».  
Ай да мальчик, молодчина! 
За границей не бывал, 
а все новости узнал. 

 

Географическая карта

Дороги имеются —
ехать нельзя,
земля есть —
пахать нельзя,
луга есть —
косить нельзя,
в реках, в море нет воды
(в реках, в морях — воды нет).

Что за страна, 
где видны города, 
реки и моря, 
горы и озёра. 
Но моря с озёрами и реками 
все без воды в той стране, 
города и горы без земли. 

Грамота

Без языка, а сказывается. 

 

Загадка

Без лица в личине?

 

Карандаш

Грамоте не знаю, 
а весь век пишу.  

Маленький Ивашка,
красная рубашка,
где носом ткнёт,
там черту проведёт.

Моё тело ножом срежут, 
бросят в печь 
и там сгорит; 
моё сердце ткнут в бумагу, 
и оно заговорит. 

Неграмотный,
а весь век пишет.

Чёрный Ивашка, 
деревянная рубашка, 
где носом ведёт (пройдёт, проведёт), 
там заметку кладёт. 

Чёрный Ивашка,
деревянная рубашка,
где пройдётся,
там след остаётся.

Книга

Без языка,
без голоса,
а всё расскажет.

Белое поле, 
чёрное семя, 
кто его сеет, 
тот разумеет. 

Жалованья не получаю,
а учу днем и ночью.

Идёт ни мужик, ни баба,
несёт ни пирог, ни сгибень.

Иду я по грядкам, 
рву без счета, 
а всё цело.  

Кто говорит молча?

Не дерево (куст), а с листочками,
не рубашка, а сшита
(не человек а разговаривает).

Не дерево — с листьями, 
не шуба — сшита. 

Не куст, а с листами. 

Не куст, а с листками, 
не человек, а разговаривает, 
не рубашка, а сшита. 

Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
(не человек, а рассказывает (говорит)).

Не рубашка, а сшита,
не куст, а с листочками
(не дерево, а с листами),
не человек, а говорит.

Не рубашка, а сшита, 
не человек, а рассказывает. 

Не человек, а рассказывает. 

Один заварил,
другой (третий) налил;
сколько ни хлебай,
а на любую артель еще станет.

Один заварил, 
другой насолил, 
сколько ни хлебай, 
на любую артель хватит.  

По белому полю 
черное семя; 
кто его сеет, 
тот и разумеет. 

Под дубком, дубком
карандышком
лежит кафтан
с нарядышком.

Под крыльцом, крыльцом
яристом,
кубаристом,
лежит каток
некатанный;
кто покатат —
тот и отгадат.

Под мостом калистом 
камень развалистой. 

Под мостом (яристом) мостом
лежит кафтан набористый.

С листьями, а не дерево. 

Книги старопрежние

Вышел дед, 
семьдесят лет, 
вывел внука 
себя старее. 

 

Мел

По чёрной земле
белый заяц пробежал (пробег).

 

Неграмотный

Когда зрячий человек 
бывает слепой? 

Хорошо видит,
а слепой.

Очки

Сам верхом,
а ноги за ушами.

Сидит Пахом
на коне верхом,
книги читает,
а грамоты не знает.

Пальцы, перо, письмо, писец (Пальцы, перо, бумага, буквы)

Пятеро волов
одной сохой пашут;
белое поле,
чёрное семя;
кто поле (его) сеет,
тот разумеет.

 

Перо

Без души родился, 
народу пригодился; 
дам пить — пьёт, 
попрошу — отдаёт. 

Грамоты не знаю, 
а век нишу. 

Когда я пьян, 
тогда и говорю. 

Не хитрая вещь я, 
притом не большая, 
без рук и без ног я, 
и при этом не немая; 
но только попробуй меня напоить, 
и с носика брошу я длинную нить; 
та нить бесконечно пройдёт перед взором, 
я буду вести ее хитрым узором, 
и то, что хотели сказать мы с тобой, 
при взгляде на нитку узнает другой.  

Перо (гусиное)

Выну сердце, 
дам пить, 
станет говорить. 

Голову отрежу,
сердце выну,
помакну в кровь,
будет говорить.

Голову срезали,
сердце вынули,
дают пить,
велят говорить.

Дважды рожден,
ни разу не крещен,
взяли его, зарезали,
сердце вынули,
и дали ему пить,
и стал он говорить.

Жил-был — не говорил,
умер — чудеса творит;
всё говорит.

Из живого и мёртвого вынут —
голову ему снимут,
сердце вынут,
дадут пить —
станет говорить,
(не всякий будет разуметь).

Мал малышок,
а мудрые пути указывает (кажет).

Носила меня мать,
уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли в торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я пить
и ясно говорить.

Отрежу голову, 
дам пить — 
станет говорить. 

Пишу весь век, 
а грамоте не знаю. 

Поймаю гуся,
пущу его в воду,
буду им водить,
он будет говорить.

Родился от плоти,
а крови нет,
грамоте не знаю,
а век пишу.

Сверху — пушисто,
снизу — остро,
всунешь — сухо,
вынешь — мокро.

Сверху — с пухом,
внизу — остро,
всуну — сухо,
вытащу — мокро.

Сорву косматому голову,
дам пить,
станет говорить.

Срежу головку (голову),
выну сердечко (сердце),
дам пить —
станет говорить.

Срежу голову, 
дам пить — 
она будет говорить. 

Срежут голову, 
вынут сердце, 
дадут пить — 
и стану говорить. 

Перо и чернила

Белое поле, 
черное семя, 
кто его сеет, 
тот разумеет.  

 

Песочница

Не евши блюёт,
а что выблюет — опять уплетает.

 

Печать

 

Поле бело, 
поле серо, 
кто сеет, 
тот разумеет. 

Стенная газета

Висит немая,
бранит лентяя.

 

Телеграф

В Москве рубят,
а сюда щепки летят.

 

Телефон

Здесь говорят,
а в Москве слышно.

 

Чернила

Какая водица
только для грамотных годится?

 

Чтение

Еду по градам,
рву без счёту, а всё цело.

 

Жанр фольклора: 

Загадки

Можно ли мыслить без языка?

Язык настолько глубоко укоренился почти во всех аспектах нашего взаимодействия с миром, что трудно представить, что было бы, если бы его не было. Что, если бы у вещей не было названий? Что, если бы у нас не было опыта высказываний, вопросов или разговоров о вещах, которых на самом деле не было? Сможем ли мы думать? Какими были бы наши мысли?

Ответ на вопрос, возможно ли мышление без языка, зависит от того, что вы подразумеваете под мышлением. Можете ли вы испытывать ощущения, впечатления, чувства без языка? Да и мало кто будет утверждать обратное. Но есть разница между способностью испытывать, скажем, боль или свет и обладанием понятиями «боль» и «свет». Большинство скажет, что истинное мышление предполагает наличие понятий.

Многие художники и ученые, описывая свои внутренние процессы во время работы, говорят, что используют для решения проблем не слова, а образы. Писательница-аутистка Темпл Грандин, объясняя, как она мыслит визуально, а не лингвистически, говорит, что понятия для нее — это наборы образов. Ее понятие «собака», например, «неразрывно связано с каждой собакой, которую я когда-либо знал. моя видеотека». Конечно, у Грандин есть язык, и она знает, как им пользоваться, поэтому трудно сказать, в какой степени он повлиял на ее мышление, но не исключено — и, вероятно, вероятно — что есть люди, которым не хватает способности говорить. использовать язык и думать так, как она описывает.

Имеются также свидетельства того, что глухие люди, отрезанные от языка, устного или жестового, мыслят изощренно до того, как столкнулись с языком. Когда они позже изучают язык, они могут описать опыт мыслей, подобных мыслям 15-летнего мальчика, который писал в 1836 году после обучения в школе для глухих, о которых он помнил, что в доязыковые дни он думал: «что может быть, луна ударит меня, и я подумал, что, может быть, мои родители сильны и будут бороться с луной, и она потерпит неудачу, и я издевался над луной». Кроме того, спонтанные языки жестов, разработанные глухими учащимися без языковых моделей в таких местах, как Никарагуа, демонстрируют тип мышления, который выходит далеко за рамки простого сенсорного впечатления или практического решения проблем.

Однако, хотя кажется, что мы действительно можем мыслить без языка, также верно и то, что существуют определенные виды мышления, которые становятся возможными благодаря языку. Язык дает нам символы, которые мы можем использовать, чтобы фиксировать идеи, размышлять над ними и удерживать их для наблюдения. Это позволяет использовать уровень абстрактного мышления, которого в противном случае у нас не было бы. Философ Питер Каррутерс утверждал, что существует тип внутреннего, явно лингвистического мышления, которое позволяет нам доводить наши собственные мысли до сознания. Мы можем думать без языка, но язык дает нам понять, что мы думаем.

Можем ли мы мыслить без языка?

Анна Иванова |

Категории: Когнитивная нейронаука, Нэнси Канвишер, Ев Федоренко, Ask the Brain


В рамках нашей серии «Спроси мозг» Анна Иванова, аспирантка, изучающая, как мозг обрабатывает язык в лаборатории Нэнси Канвишер и Эвелины Федоренко, отвечает на вопрос: «Можем ли мы думать без языка?»

Аспирантка Анна Иванова изучает обработку речи в мозгу.

_____

Представьте себе женщину — назовем ее Сью. Однажды у Сью случился инсульт, который разрушил большие участки мозговой ткани в ее левом полушарии. В результате у нее развивается состояние, известное как глобальная афазия, что означает, что она больше не может произносить или понимать фразы и предложения. Вопрос в том, насколько сохранились мыслительные способности Сью?

Многие писатели и философы установили тесную связь между языком и мышлением. Оскар Уайльд назвал язык «родителем, а не потомком мысли». Людвиг Витгенштейн утверждал, что «пределы моего языка означают пределы моего мира». А Бертран Рассел заявил, что роль языка состоит в том, чтобы «сделать возможными мысли, которые не могли бы существовать без него». Учитывая эту точку зрения, Сью должна нанести непоправимый ущерб своим когнитивным способностям, когда потеряет доступ к языку. Нейробиологи согласны? Не совсем.

Данные нейровизуализации выявили особый набор областей человеческого мозга, которые сильно и избирательно реагируют на язык.

Эта языковая система, по-видимому, отличается от областей, которые связаны с нашей способностью планировать, запоминать, вспоминать прошлое и будущее, рассуждать в социальных ситуациях, испытывать сопереживание, принимать моральные решения и создавать свой образ самого себя. Таким образом, значительная часть нашего повседневного когнитивного опыта оказывается не связанной с языком как таковым.

А как же Сью? Может ли она действительно думать так, как мы?

Хотя мы не можем напрямую измерить, что значит думать как нейротипичный взрослый, мы можем исследовать когнитивные способности Сью, попросив ее выполнить множество различных задач. Оказывается, пациенты с глобальной афазией могут решать арифметические задачи, рассуждать о намерениях других и решать сложные задачи на причинно-следственные связи. Они могут определить, изображено ли на рисунке событие из реальной жизни, и посмеяться, если это не так. Некоторые из них играют в шахматы в свободное время. Некоторые даже занимаются творчеством — композитор Виссарион Шебалин продолжал писать музыку даже после инсульта, в результате которого у него началась тяжелая афазия.

Некоторым читателям эти результаты могут показаться удивительными, учитывая, что их собственные мысли так тесно связаны с языком. Если вы относитесь к этой категории, у меня для вас сюрприз: исследования показали, что не у всех есть внутренний речевой опыт. Мою двуязычную подругу иногда спрашивают, думает ли она на английском или польском, но она не совсем понимает вопрос («как ты можешь думать на языке?»). Другой мой друг утверждает, что он «мыслит пейзажами» — чувство, которое передает образный характер мыслей некоторых людей. Поэтому даже внутренняя речь не кажется необходимой для мышления.

Итак, мы разгадали тайну? Можем ли мы утверждать, что язык и мышление совершенно независимы, а Бертран Рассел ошибался? Только до некоторой степени. Мы показали, что повреждение языковой системы в мозгу взрослого человека оставляет большинство других когнитивных функций нетронутыми. Однако когда дело доходит до связи языка и мышления на протяжении всей жизни, картина становится гораздо менее ясной. Хотя имеющихся данных недостаточно, они указывают на то, что некоторые из обсуждавшихся выше когнитивных функций, по крайней мере, в некоторой степени, приобретаются посредством языка.

Пожалуй, самый очевидный случай — это числа. В мире есть определенные племена, в языках которых нет числовых слов — у некоторых могут быть только слова от одного до пяти (мундуруку), а у некоторых их даже не будет (пираха). Было показано, что носители языка пираха допускают ошибки в задачах на сопоставление один к одному («соберите столько палочек, сколько мячей»), что позволяет предположить, что язык играет важную роль в начальной настройке точных манипуляций с числами.

Еще один способ изучить влияние языка на познание с течением времени — изучить случаи, когда доступ к языку задерживается. Глухие дети, рожденные в слышащих семьях, часто не знакомятся с языками жестов в течение первых нескольких месяцев или даже лет жизни; Было показано, что такая языковая депривация ухудшает их способность участвовать в социальных взаимодействиях и рассуждать о намерениях других. Таким образом, хотя языковая система может и не принимать непосредственного участия в процессе мышления, она имеет решающее значение для получения достаточного количества информации для правильной настройки различных когнитивных областей.