Skip to content

Беседы с детьми в средней группе картотека: Картотека утренних бесед для детей средней группы | Картотека (средняя группа) на тему:

Всероссийские конкурсы для детей и педагогов Мир Талантов

Добавить статьюВсе темыСтатьи на тему: Кружковая работаСтатьи на тему: Мероприятия по ОБЖСтатьи на тему: Методические разработкиСтатьи на тему: Нравственно-патриотическое воспитаниеСтатьи на тему: Открытое занятиеСтатьи на тему: Предметно-развивающая средаСтатьи на тему: Работа с родителямиСтатьи на тему: Развивающие игры для детейСтатьи на тему: Сценарии мероприятийСтатьи на тему: Физическое развитиеСтатьи на тему: Экспериментально-образовательная работа

Картотека

утренних бесед в средней группе.

 

 

Сентябрь

Тема: « До свидания лето, здравствуй детский сад! »

1неделя.

 

1. «Все о детском саде»

Цель: Продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании д\c. Воспитывать любовь к д\с, уважение к его работникам, их труду. Формировать понятие « Я- воспитанник д\с»,» д\с – мой родной дом».

 

2. «Наш любимый воспитатель»

Цель: Знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду. Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества , интересы.

 

3. «Я и друзья»

Цель: Учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.

 

4. «Увлечения друзей»

Цель: Расширять знания детей о разных видах деятельности, увлечениях.

 

5. «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»

Цель: Уточнить знания детей о д\с. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в д\с.

 

 

 

 

 

Тема: «Семья – это мы! Мой город – это тоже моя семья!»

2 – 3 неделя.

 

  1. «Моя семья»

Цель: Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

 

  1. « Семья – это я!»

Цель: Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. ( помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший).

 

  1. « Что такое улица»

Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться д\с; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес.

 

  1. «Что отличает город от деревни»

Цель: Формировать элементарные представления об отличиях города от деревни. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой город.

 

  1. «Мой город»

Цель: Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями.

 

  1. «Ребенок и взрослые»

Цель: Углублять представления о людях : понимать различие людей по полу и возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий.

 

  1. « Что ты знаешь о себе?»

Цель: Закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т.д.). Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т.д.)

 

  1. «Семья»

Цель: Закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.

 

  1. «Доброе слов лечит ,а худое калечит»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки прося прошение.

 

  1. «Мама – самый дорогой человек на свете»

Цель: Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях

 

 

Тема: «Есть много профессий хороших и нужных!»

4 неделя.

 

  1. «Наш трудолюбивый дворник»

Цель: Познакомить детей с трудовой деятельностью дворника, показать значимость труда; воспитывать желание поддерживать чистоту, помогать взрослым.

 

 

  1. «Помощник воспитателя»

Цель: Обратить внимание детей на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя. Воспитывать уважение к его труду.

 

  1. «В гостях у работника прачки»

Цель: Развивать умение понимать общественную значимость труда прачки, ее заботливое отношение к детям. Подчеркнуть, что результат достигается с помощью добросовестного отношения к труду. Воспитывать положительные эмоциональное отношение к прачке.

 

  1. «Замечательный врач»

Цель: Формировать понятие о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.

 

  1. «В гостях у музыкального руководителя»

Цель: Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Тема: «Мир искусства» 1 неделя.

 

  1. «Ребенок и книга»

Цель: Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией.

 

  1. «Изобразительное искусство»

Цель: Воспитывать эмоционально – эстетические чувства. Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Развивать художественное восприятие произведений искусств. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображение) в разных видах искусства.

 

  1. «Ребенок и музыка»

Цель: Развивать музыкальный кругозор детей путем их знакомства с музыкальными произведениями (народными, классическими и современными) Развивать представление об элементарных жанрах музыки.

 

  1. «Мы танцуем и поем»

Цель: Формировать навыки о всех видах музыкальной деятельности, подводить детей к самостоятельному использованию выученных музыкальных произведений. Развивать песенное и танцевальное творчество детей.

 

  1. «Знакомство с профессиями артиста, художника, композитора»

Цель: Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картины (репродукция), скульптура (изображение ), здание и сооружение (архитектура).

 

Тема: «Осень , собираем урожай.

2 – 3 – 4 неделя.

 

Золотая осень.

Осень в лесу ( деревья, животные, птицы.)

 

  1. «Что нам осень принесла?»

Цель: Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.

 

  1. «Небо осенью»

Цель: Уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием “облака“ и ” тучи”.

 

  1. «Вода и осадки»

Цель: Расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.

 

  1. «Осень – добрая волшебница»

Цель: Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.

 

  1. «У цветочной клумбы»

Цель: Знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок), длинный, короткий (стебель).

 

 

 

  1. «Листопад»

Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.

 

  1. «Растительный мир осенью»

Цель: Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

 

  1. «Птицы осенью»

Цель: Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

 

  1. «Ветер»

Цель: Расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду.

 

  1. «У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формирование представления о растениях леса: грибы и ягоды. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

 

  1. «Знакомство с декоративными птицами»

Цель: Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

 

 

 

  1. «Беседа о домашних животных»

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширить представление о жизни домашних животных в зимнее время года. Формирование желания заботится о домашних животных.

 

  1. «Беседа о диких животных в лесу»

Цель: Дать детям представление о о жизни диких животных осенью. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

 

  1. «Беседа о перелетных птицах»

Цель: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о перелетных птицах. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

 

  1. «Хмурая осень»

Цель: Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить название и назначение предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

Тема: «Моя Родина» 1 – 2 неделя

 

  1. «Мой дом, мой город»

Цель: Закрепить знание о домашнем адресе, улице. Познакомиться с родным городом.

 

  1. «Мой край родной»

Цель: Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.

 

  1. «Транспорт моего города»

Цель: Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

 

  1. «Берегись автомобиля»

Цель: Расширить представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

 

  1. «Как избежать беды»

Цель: Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

 

  1. «Праздники»

Цель: Формировать представление о государственных праздниках.

 

  1. «Знаменитости»

Цель: Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

 

 

  1. «Люблю березку русскую»

Цель: Расширить знания детей о русской красавице – березе. Познакомить детей с красивыми стихами о березе. Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

 

  1. «Знакомство с русской народной куклой»

Цель: Знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

 

  1. «Моя родина»

Цель: Познакомить детей с изображением государственного флага, государственного герба РФ, государственного гимна. Формировать представление об их происхождении.

 

Тема: »Я выросту здоровым» 3 – 4 неделя

 

  1. «Путешествие в страну Носарию»

Цель: Познакомить с анатомо-физиологическим строение носа: его нахождением, строением, правилом безопасности и ухода. Расширять представление детей о здоровом образе жизни.

 

  1. «Утро радостных встреч с доктором Айболитом».

Цель: Развивать культурно-гигиенические навыки. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

 

  1. «Я вырасту здоровым».

Цель: Знакомить с понятиями «Правильное питание». Приобщать к здоровому образу жизни.

 

  1. «Если хочешь быть здоров- закаляйся»

Цель: Знакомить с понятиями «Закаливание». Расширять представление детей о здоровом образе жизни.

 

  1. «Наш любимый врач».

Цель: Расширять представление о профессии врача (педиатр, стоматолог, окулист)

 

  1. «Для чего у человека два глаза»

Цель: Формировать представление о человеке, о функциях и возможностях частей тела человека, о способах ухода за ними.

 

  1. «Почему болят зубы?»

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Расширять представление о профессии врача стоматолога.

 

  1. «Частота – залог здоровья»

Цель: Воспитывать у детей любовь к частоте.

 

  1. «Телефоны экстренных служб»

Цель: Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.

 

  1. «Как сохранить здоровье?»

Цель: Сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов.

 

  1. «Я выросту, здоровым!»

Цель: Закреплять понятия «правильное питание», «режим дня». Приобщать к здоровому образу жизни.

 

  1. «Микробы в жизни человека»

Цель: Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека. Воспитывать основы здорового образа жизни.

Декабрь

Тема: »Зимушка-зима»» Зима в природе» 1 – 2 неделя

 

1. «Ура! Зима!»

Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

 

2. «Первый снег»

Цель: Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

 

3. «Зимний спорт»

Цель: Знакомить с зимними видами спорта.

 

4. «Зимние травмы»

Цель: Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

 

5. «Почему растаяла Снегурочка?»

Цель :Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

 

6. «Как дикие звери готовятся к зиме»

Цель: Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме. Показать детям приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе.

 

7. «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах.

8. «Беседа о домашних животных»

Цель: Закреплять знания детей сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

 

9. «Зимние явления в природе»

Цель: Расширять представления о зимних изменениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, изморозь).

 

10. «Зимушка — зима»

Цель: Закреплять знания о свойствах снега и льда. Учить любоваться красотой зимней природы.

 

Тема: «Новый год у ворот» 3 – 4 неделя

 

1. «Новый год детям радость принесет»

Цель: Поощрять стремление поздравлять близких с праздником, преподносить подарки. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

 

2. «Новый год у ворот!»

Цель: Закреплять знания детей о традициях Нового года. Пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности.

 

3. «Путешествие в канун нового года»

Цель: Сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

 

 

 

4. « Мы – друзья природы»

Цель: Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Уточнить знания детей о ели, как символе Нового года в России.

 

5.«Кому зимой хорошо»

Цель: Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях.

 

  1. «Узоры на стекле»

Цель: Развивать творческие способности, воображение.

 

  1. «Как ходят в гости»

Цель: Закреплять правила вежливого поведения. Вызвать интерес к семейным традициям празднования Нового года.

 

  1. «Лесная сказка»

Цель: Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

 

  1. «Как отмечают Новый год в других странах»

Цель: Расширять знания детей о различных способах поздравлений. Познакомить с обычаями празднования Нового года в других странах.

 

10. «Скоро, скоро, Новый год!»

Цель: Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем.

 

 

 

Январь

 

Тема: «Зимушка — хрустальная» 1 – 2 неделя

 

1. «Как узнать зиму?»

Цель: Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой.

 

2. «Кто главный в лесу»

Цель: Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и животных.

 

3. «Зимушка — хрустальная»

Цель: Расширять представления о зиме. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

 

4. «Зимние игры»

Цель: Знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями.

 

5. «Животные Арктики и Антарктики»

Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

 

6. «Осторожно лед!»

Цель: Формировать представления о безопасном поведении зимой.

 

7. «Стайка снегирей»

Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.

 

8. «Растительный мир зимой»

Цель: Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.

 

9. «Явления неживой природы»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды. Показать простейшие связи между явлениями в природе.

 

10.«Как мы заботимся о животных и птицах зимой»

Цель: Расширять представления о жизни животных и птиц в зимнее время года. Формировать желание заботится о них.

 

Тема: «В гостях у сказки» 4 неделя

 

  1. «Здравствуй сказка»

Цель: Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям.

 

  1. «Наш театр»

Цель: Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры.

 

  1. «Признаки сказок»

Цель: Расширять представления о характерных признаках жанра сказки.

 

  1. «На кого из сказочных героев я похож»

Цель: Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

 

  1. «В гости к книге»

Цель: Воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

 

Февраль

 

Тема: «Транспорт» Наземный, водный, воздушный. 1 – 2 неделя

 

  1. «Наземный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах наземного транспорта и его назначении.

 

  1. «Водный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах водного транспорта и его назначении.

 

  1. «Воздушный транспорт»

Цель: Расширять представления о видах воздушного транспорта и его назначении.

 

  1. «Школа пешехода»

Цель: Расширять представления о элементарных правилах дорожного движения.

 

  1. «Машины — помощники»

Цель: Расширять представления о видах специального транспорта и его назначении.

 

  1. «Все профессии важны»

Цель: Расширять представления о профессиях связанных с транспортом.

 

  1. «Правила поведения в общественном транспорте»

Цель: Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

 

  1. «Дорожные знаки»

Цель: Знакомить детей с основными знаками дорожного движения.

 

  1. «Зачем человеку машина»

Цель: Совершенствовать знания детей о необходимости машин в жизни человека.

 

  1. «Путь от лошади к машине»

Цель: Рассказать о развитии автомобиля.

 

Тема: «День защитников Отечества». 3 неделя

 

1. «Наша армия»

Цель: Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

 

2. « Защитники Отечества»

Цель: Продолжать знакомить с «военными» профессиями.

 

3. «Военная техника»

Цель: Продолжать знакомить с военной техникой.

 

4. «Будущие защитники»

Цель: Воспитывать патриотические чувств?

Картотека бесед с экологическим содержанием для детей средней группы.

МАДОУ №24 «Журавушка» г.Искитим Новосибирская обл.

КАРТОТЕКА БЕСЕД С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Воспитатель Глушкова Л.С.

« Мусор – хорошо или плохо».

Цель:  создать условия для  обогащения знаний о проблеме мусора в городах.                        

Задачи:  

  • вызвать у детей желание не сорить на улицах города,  

  • познакомить с новыми словами  мусоропровод, мусороприемник, пункт приема вторсырья.

Оборудование: презентация «Берегите наш город от мусора», иллюстрации на тему: «Вещи из бросовых материалов», сюжетные картинки.

Ход беседы.

   В нашей стране много больших и малых городов. И в каждом городе живут люди. Чем больше город, тем больше людей его населяет. Ежедневно городские жители выносят из своих квартир пакеты с мусором.

   Куда относят мусор горожане? (В контейнеры на улице).

   Правильно. Но в больших городах взрослые могут и не выходить на улицу, чтобы отнести мусор. В многоэтажных домах на каждом этаже есть мусоропровод. (Показ картинки). Человек подходит к мусоропроводу, открывает крышку и бросает мусор. А мусор падает по трубе вниз и попадает в мусороприемник (Показ картинки).

   Зачем они это делают? (Ответы).

   Куда и на чем увозят мусор? (Ответы).

   Как вы думаете, все ли горожане относят мусор на улицу в контейнеры для мусора, если у них нет мусоропровода? (Ответы).

   А если человек съел на улице пирожок или выпил воду из бутылки, куда ему отнести обертку, пустую бутылку? (Ответы).

   Все люди опускают мусор в урны? (Нет).

   Это хорошо или плохо? Почему? (Ответы).

Показ презентации «Берегите наш город от мусора».

Вопросы к презентации:

  1 Почему на улицах города лежит мусор?

  2 Это хорошо или плохо? Почему?

Если каждый день отвозить на свалки мусор и ничего с ним не делать, то скоро мусор покроет всю нашу планету.

   Это хорошо или плохо? Почему?

Взрослые давно придумали, как использовать старую бумагу, металл, стекло.    Существуют специальные места, которые называются пункты приема вторсырья. Туда можно принести бумагу, металл, стекло и получить за них немного денег.

     Бумагу переработают и изготовят упаковочный материал или картон. Металл переплавят в специальной печи и изготовят новые предметы. Стеклянные бутылки хорошо помоют и опять ими можно пользоваться.

   Это хорошо или плохо? Почему? Вы будете сорить на улице?

   Как вы думаете, можно ли из мусора что-нибудь изготовить? (Ответы).

Показ иллюстраций на  тему:  «Вещи из бросовых материалов». 

«Животные – наши друзья».

Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Ход беседы:

Педагог предлагает детям послушать историю про котенка.

«Котенок»

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой-

Загляденье просто!

Шерсть — как бархат,

Хвост – трубой…

До чего хорош собой! (Е. Благинина)

— Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (жалость, сочувствие).

— Давайте покажем лицо девочки, нашедшей котенка.

— Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)

— Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)

— Как девочка помогла котенку?

— Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым. )

— Как бы вы поступили на месте девочки?

«Учимся доброжелательности».

Цель: Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении.

Ход беседы: (просмотр мультфильма «Варежка»)

— Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень обрадовалась своему новому – щенку.

— О чем мечтала девочка Маша?

— Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?

— Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка?

— Какое чудо произошло?

— Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?

— Как вы думаете, почему говорят«Собака- друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина).

«Чем отличаются и чем похожи животные и растения».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

— Ребята, вы много раз слышали слово «природа». Что оно, по вашему, означает?

— Что вы понимаете под словами «живая и неживая природа»?

— Мы с вами говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, все и всё в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает определенный вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек. Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия.

— Какие растения вам известны? Какие растения есть у нас здесь? Какие растения есть у вас дома?

— Как вы думаете, растения живые? Если да, то почему?

— Как, по- вашему, растения дышат, Как они питаются как растут?

— Могут ли растения жить и развиваться в воде? Какие водные растения вы знаете?

— Каких животных вы знаете?

— На какие группы животных можно разделить?

— Какие животные живут у нас здесь, у вас дома?

— Как дышат животные на суше и в воде?

— Чем питаются животные (домашние, дикие, крупные, мелкие?)

— У человека есть руки, а что есть у зверей, птиц, рыб?

— У человека есть пальцы, а что есть у животных? У человека есть ногти, а у животных?

— Как передвигаются животные и люди? Как передвигаются растения?

— Что нужно животным для роста и развития? Что нужно для этого растениям?

— Как вы думаете растения болеют? Болеют ли животные? Болеет ли человек?

— Как умываются животные, люди, растения?

— Какую пользу приносят растения? Какую пользу приносят животные? Человек?

— Как реагирую животные, человек, когда их обижают?

— Как реагируют растения, когда за ними не ухаживают постоянно?

-Как вы считаете, любят ли животные и растения музыку? Как они на нее реагируют?

— В каких случаях животные и человек испытывают боль? Когда испытывают боль растения?

— Какие правила поведения животных и людей в природе вы знаете?

— Как вы ухаживаете за растениями и животными в уголке природы детского сада и дома?

— ребята, и растения и животные, и люди — все мы дети планеты Земля, и должны жить дружно, чтобы сохранить ее. Сегодня вы много нового узнали о животных и растениях. Когда придете домой, обязательно расскажите об этом своим близким.

«Мальчик с ландышами».

Цель: Воспитывать гуманное отношение к растительному миру.

Ход беседы:

— Ребята, послушайте рассказ. В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок — погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли.

— Почему ландыши вырывались, как живые, и падали на дорогу?

-С чем или с кем их можно сравнить? -Какие чувства вызывает у вас мальчик?

-Почему некоторые мальчики и девочки да и взрослые, так себя ведут на природе?

— Дайте оценку такому поведению.

«Берегите воду».

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.

Ход беседы:

— Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?

— А умеете ли вы плотно закрывать кран?

-Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.

— Ребята, вспомните, для чего мы используем воду?

— А случалось ли так, что в кране не было воды?

-Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем -это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения.

-А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.

«Кормушка».

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

-Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички.

-Каким представляется вам Сережа?

— Что в нем вызывает симпатию?

— Как бы поступили вы и почему?

— Какую пользу приносят птицы?

« Что такое природа?»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.

Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т.д.

Ход беседы:

1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

— Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)

— Что нельзя назвать природой?  (то, что сделано руками человека)

— А машина есть в природе?

— Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)

— Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

— Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.

— Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.

— На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.

— Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.

 2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)

3.Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

— Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.

— Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?

— Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.

— А в группе у нас есть природа?

Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

— От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)

— А что можно сравнить с лампой в природе?

— Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)

— В природе идёт дождь.

— В доме есть душ.

— В природе – ветер. В доме – вентилятор.

— В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.

— В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.

— У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.

— В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

— А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

— В природе дикие животные. У нас – домашние.

— Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.

4.  Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок)

«Птичка».

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы:

— Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился в стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому)

-Почему Сережа больше никогда не ловил птиц?

-Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?

— В чем был виноват Сережа?

Модуль

: Вовлечение детей в содержательный разговор: ресурсы для раннего обучения

Главная / Воспитатели / Профессиональное развитие (3–5 ЛЕТ) / Вовлечение детей в содержательный разговор

 

  • Введение
  • Создавайте возможности для общения
  • Образцовый разговор
  • Используйте сложный язык и словарный запас
  • Попробуйте
  • Подведение итогов
  • Стандарты

Ресурсы (PDF)

  • Самооценка
  • Журнал обучения
  • Попробуйте: книжный разговор
  • Лучшие практики
  • Руководство и стандарты обучения

Словарь

  • академический язык: язык обучения — конкретные слова, которые дети изучают в связи с такими предметами, как математика, естественные науки, искусство и т. д.
  • язык/языковое развитие: процесс развития языковых навыков, позволяющих понимать, когда другие говорят (или используют язык жестов), а также говорить (или жестикулировать) и участвовать в разговоре
  • открытых вопроса: вопросов, которые требуют критического осмысления, требуют мнения или объяснения и могут привести к ответам, состоящим из нескольких слов

Встроенные возможности для общения

Перед просмотром этого видео прочитайте текст ниже. После получения инструкций просмотрите видео от начала до конца.

Для развития языковых и разговорных навыков маленьким детям необходимо много возможностей для общения — друг с другом, со взрослыми, один на один и в группе. Педагоги могут создавать возможности для детей, чтобы они могли участвовать в разговоре в течение дня.

  • Используйте повседневные занятия как возможность для насыщенной беседы  (например, время в кругу, время перекуса, время рассказа и игры на свежем воздухе).
  • Дизайн помещений, которые поощряют детей к совместному общению и обмену идеями  (например, в кружках, в учебных центрах, на открытых игровых площадках и т. д.)
  • Задавайте открытые вопросы, чтобы побудить детей «углубляться» в выражение идей  (например, «Спросите», Как вы думаете, почему это произошло? вместо Вы думали, что это произойдет? ).

В этом видео вы увидите, как воспитатели детских центров и семейных детских садов рассказывают о возможностях для беседы, которые происходят в их программах. Вы увидите, как воспитатели используют повседневные возможности, чтобы вовлечь детей в содержательную беседу, внимательно слушая, опираясь на то, что говорят дети, моделируя ответы и наблюдая, как дети следуют их примеру. Во время просмотра найдите эффективные стратегии, используемые педагогами в видео, и запишите ответы на эти 9 вопросов.0076 просмотр вопросов  в журнале обучения.

  • Как педагоги используют занятия, исследования и учебные пространства для поощрения разговора?
  • Какие стратегии используют воспитатели, чтобы побудить детей использовать как можно больше слов при самовыражении?

Обзор

Почему важно вовлекать детей в разговор?

  • Разговор помогает детям выражать свои мысли, получать то, что им нужно, разрешать конфликты, просить о помощи и учиться у взрослых и друг у друга.
  • Детям нужно много возможностей для общения — друг с другом, со взрослыми, один на один и в группах.

Как занятия, исследования и учебные пространства могут предоставить возможности для общения?

  • Используйте повседневную рутину, чтобы обеспечить богатые возможности для разговора. Например,
    • Время в кругу или встречи в малых группах предлагают ежедневные возможности для обсуждения.
    • Во время рассказа детям можно предложить рассказать о том, что они знают из своей жизни, чтобы установить связь между собственным опытом и книгами, которые они слышат вслух.
  • Создавайте пространства и мероприятия, которые дают детям возможность вместе обсудить важные идеи.
    • Учебные центры могут предложить занятия, требующие от детей совместной работы и общения. Например,
      • Центр «Притворись и играй» предлагает детям разыграть сценарии из их мира, например, примерить на себя роль врача или пациента, официанта или покупателя ресторана или покупателя в продуктовом магазине.
      • Блок-центр дает детям возможность совместно проектировать сооружения, которые станут железнодорожной станцией, строительной площадкой, шоссе и т. д.
    • Открытые пространства и мероприятия могут способствовать обсуждению. Например, водите детей в общественные сады или вместе сажайте семена.

Какие стратегии могут использовать педагоги, чтобы побудить детей использовать как можно больше слов для самовыражения?

  • Используйте открытые вопросы, чтобы побуждать детей «углубляться» в выражение своих идей. Например, спросите: Как вы думаете, почему это произошло? Что будет дальше? Откуда вы знаете?
  • Образцовый язык для развития общения и предоставления примера того, как дети могут выражать чувства, рассказывать, что они думают, делиться новой идеей и разрешать конфликты.

Reflect

Подумайте об учебной среде в вашей собственной программе, отвечая на эти вопросы для размышления в своем журнале обучения.

  • Какие стратегии вы используете для моделирования разговора?
  • Что вы узнали, что вы возьмете с собой в свою учебную среду и примените на практике?

СЛЕДУЮЩИЙ   

83 средства для начала разговора с детьми и подростками

Перейти к содержимому

83 темы для начала разговора с детьми и подростками

  • Посмотреть увеличенное изображение

Сколько раз вы пытались спросить своего ребенка, как прошел его день, и получали в ответ одно слово или ворчание? Иногда это похоже на выдергивание зубов, чтобы дети или подростки действительно вступили с вами в разговор. Это может быть очень неприятно для родителей, которые действительно хотят общаться и взаимодействовать со своими детьми.

Я также заметил, что иногда разговоры между родителями и детьми вытесняются повседневной жизнью. Взаимодействия вращаются вокруг работы по дому, домашних заданий, ужина и занятий. Нет ничего плохого в том, чтобы говорить об этих вещах, но чтобы установить более тесную связь с ребенком, вы также должны углубляться в свои разговоры. Разговоры на такие темы, как отношения, ценности и духовность, могут быть полезными для вашего ребенка и в то же время укреплять ваши отношения с ним.

Вот список вопросов, которые могут стать поводом для разговора, который поможет вам больше общаться со своими детьми. Я думаю, что большинство из них были бы хороши для детей любого возраста, хотя вам, возможно, придется формулировать их немного по-другому в зависимости от возраста и уровня зрелости вашего ребенка.

Подбирайте вопросы, которые, по вашему мнению, лучше всего подходят для вашего ребенка, а затем не стесняйтесь подробно их излагать, основываясь на ответах вашего ребенка. Вы можете добиться большего успеха, если попытаетесь заниматься в то время, когда ваш ребенок не устал, не голоден и не занят. Попросите их сходить с вами за мороженым или побегать с вами по делам, и используйте время один на один, чтобы задать один или два из этих вопросов. Не задавайте слишком много вопросов сразу, вместо этого попробуйте использовать их в качестве отправной точки для более глубокого разговора. Не забывайте внимательно слушать ответы вашего ребенка, и если вы хотите ответить, делитесь своими мыслями без осуждения, не поучая и не стыдя. Будьте честны и вдумчивы со своими собственными ответами. Удачи!

Личный:

1. Что вам нравится в себе?
2. Какое ваше самое раннее воспоминание?
3. Какое твое самое любимое воспоминание?
4. Что сейчас самое сложное в вашей жизни?
5. О чем ты беспокоишься больше всего?
6. Что помогает вам чувствовать себя лучше, когда вы расстроены или испытываете стресс?
7. Чем я могу вам помочь, когда вы расстроены или испытываете стресс?
8. Как часто вы грустите?
9. Когда вы в последнее время злились?
10. Когда вы несколько раз беспокоились?
11. Что ранит ваши чувства?
12. Самый лучший комплимент, который вы когда-либо слышали?
13. Как выглядит твой идеальный день?
14. Если бы ты мог стать знаменитым, стал бы? Чем бы вы хотели прославиться?

Школа:

15. Что было самым лучшим (или худшим) из того, что произошло сегодня в школе?
16. Что вас сегодня рассмешило?
17. Если бы вы могли выбирать, с кем бы вы хотели сидеть в классе?
18. С кем бы ты не хотел сидеть в классе? Почему?
19. Что вам больше всего понравилось на обеде или на перемене?
20. Какой части дня ты ждешь с нетерпением?
21. Какой части дня вы боитесь?
22. В каком классе ты больше всего учишься?
23. В каком классе вы учитесь меньше всего?
24. Как вы думаете, чем вы хотите заниматься после выпуска?
25. Есть ли в ваших классах хулиганы?
26. Они когда-нибудь нацеливались на вас? Как вы справляетесь с ними?

Социальные сети:

27. Кто твой лучший друг? Что вам нравится в нем/ней? Как вы думаете, что им нравится в вас?
28. Кого бы вы хотели слушать более внимательно?
29. Есть ли у вас друзья, о которых вы сейчас беспокоитесь?
30. Довольны ли вы количеством друзей, которые у вас есть?
31. Вы когда-нибудь чувствовали себя одиноким или покинутым?
32. Что делает хорошего друга?
33. Кто в вашем классе действительно хороший друг для других?
34. Что делает человека плохим другом?
35. Кто-нибудь был вам плохим другом?
36. Что значит быть популярным в вашей школе?
37. Хочешь быть популярным?
38. Как вы думаете, как выглядит настоящая популярность?
39. Вы считаете себя более застенчивым или общительным?
40. Есть ли в школе кто-нибудь, с кем вы хотели бы познакомиться поближе?
41. Есть ли в школе кто-нибудь, кого часто игнорируют или дразнят?
42. Какой самый неловкий момент для вас?

Отношения:

43. У твоих друзей есть парень/девушка?
44. Кто, по вашему мнению, поддерживает здоровые отношения со своим парнем или девушкой? Кто нет?
45. Из чего состоят здоровые отношения?
46. У тебя есть девушка/парень?
47. Какие качества вы ищете в человеке, с которым хотите встречаться?
48. Есть ли кто-нибудь, в кого ты влюблен?
49. Что вам в них нравится?
50. Есть ли в них что-то, что может настораживать или в чем вы не уверены?
51. Вы знаете кого-нибудь гея?
52. Кто-нибудь относится к ним по-другому?
53. Что вы думаете об этом?
54. Как вы думаете, сколько лет вам должно быть, чтобы влюбиться? Как насчет выйти замуж?

Будущее:

55. Если бы вы могли путешествовать в любую точку мира, куда бы вы отправились?
56. Какова твоя цель в жизни?
57. Какой, по вашему мнению, будет ваша жизнь через 10 лет?
58. Если бы у вас было 100 долларов (или 1000 долларов и т. д.), на что бы вы их потратили?
59. Вы бы когда-нибудь сделали татуировку? Почему или почему нет? Что бы это могло быть?

Семья:

60. Что вам больше всего нравится во мне/ваших других родителях/братьях и сестрах?
61. Что бы вы изменили во мне/другом родителе/брате/сестре?
62. Как вы думаете, что мне больше всего в вас нравится?
63. Как вы думаете, что бы я изменил в вас?
64. Что бы вы хотели, чтобы я делал чаще?
65. Реже?
66. Тебе удобно говорить со мной о чем-нибудь?
67. Что я могу сделать, чтобы вы чувствовали себя более комфортно?
68. Как, по вашему мнению, семейные отношения ваших друзей сравниваются с нашими? Они ближе/дальше? Почему вы так думаете?
69. Хотели бы вы, чтобы наша семья чаще проводила время вместе?
70. Считаете ли вы дисциплину в нашей семье справедливой? Что бы вы изменили?

Значения:

71. Веришь ли ты в Бога? Почему или почему нет?
72. Если да, то как вы себе представляете Бога?
73. Как вы думаете, что происходит после смерти?
74. Как вы думаете, есть ли одна лучшая религия?
75. Как вы думаете, в чем смысл жизни?
76. Заслуживают ли автоматически уважения взрослые? Дети?
77. Как люди зарабатывают уважение?
78. Как бы вы изменили мир, если бы могли?
79. Как вы думаете, лгать когда-либо нормально? Какие ситуации?
80.