Skip to content

5 класс былины конспект урока: Конспект урока «Былины. Мир былины» 5 класс скачать

Конспект урока литературного чтения по теме «Былины» | План-конспект урока по литературе:

Тема: «Былины.

Цель: дать понятие былины;  познакомить с видами, миром былин, героями, былинным стихом; показать отличие былины от сказки;  развивать творческие способности учащихся через стратегии RWCT.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Этап усвоения новых знаний.
  • Работа с термином «былина».

— Что вы можете сказать об этом слове? От какого слова оно произошло?

Былина – рассказ о том, что когда-то было, в реальность чего верили. Но это не достоверный факт, в основе его лежит вымысел.

  1. Сравнение терминов «сказка» и «былина» (можно по группам)
  1. Работа по группам с использованием стратегии «ЖИГСО»
  • Деление на домашние группы по 5 человек.
  • Разделение на экспертные группы.

1 экспертная группа – ВИДЫ БЫЛИН.

2 экспертная группа  – МИР БЫЛИН.

3 экспертная группа  –  ГЕРОИ  БЫЛИН.

4 экспертная группа  — КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН.

5 экспертная группа —  ОСОБЕННОСТИ БЫЛИННОГО СТИХА.

  • Возвращение в домашние группы.

1 экспертная группа.

Виды былин (схема)

                                        ГЕРОИЧЕСКИЕ                                               СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ

(В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКНОВЕНИЕ,                                              (НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР ИЛИ

СХВАТКА БОГАТЫРЯ  С ВРАГОМ)                                                       СОПЕРНИЧЕСТВО)

    2 экспертная группа.

Мир былины (конспект)

Пространство и время условные, необычные.

 Герои одни и те же, они борются с фантастическими существами.

Место действия  — Киев, столица Русской Земли.

Время действия  — правление князя Владимира.

3 экспертная группа.

Герои былин (таблица)

БОГАТЫРИ

ОБЩЕЕ

ОТЛИЧИЯ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ,

ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

ПРЯМОТА, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, СТРЕМЛЕНИЕ К СПЛОЧЁННОСТИ, БОЛЬШОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, НЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

ОДАРЁННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, УМНЫЙ, ХОРОШО СТРЕЛЯЕТ ИЗ ЛУКА, ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ, ПОЁТ, ИГРАЕТ НА ГУСЛЯХ

АЛЁША ПОПОВИЧ

САМЫЙ МОЛОДОЙ, «НАПУСКОМ СМЕЛ», ХИТЁР, ЖИЗНЕРАДОСТЕН, ВЕСЕЛ

 

4  экспертная группа.

Композиция былин (кластер)

                               ЗАПЕВ                          ЗАЧИН

        

                                      РАЗВЯЗКА                                      КУЛЬМИНАЦИЯ

 А) Запев (привлечь внимание).

 Б)  Зачин, завязка (поручение).

 В) Развитие действия.

 Г) Кульминация (подвиг богатыря).

 Д) Развязка (расправа с врагом).

5 экспертная группа.

Особенности былинного стиха (план).

  1. Речитатив.
  2. 12-14 слогов; три ударения в строке; интервалы безударные от 1 до 3 слогов.
  3. Последнее ударение на третьем слоге от конца.
  4. Повторение предлогов, междометий.

5.     Рефлексия.

6. Д/З знание теории урока.

Конспект урока по Литературе «Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала» 5 класс

Урок словесности

Тема: Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства).

Цель: сформировать понятие «былины», познакомить с видами былин, миром, героями, былинным стихом; показать близость былины другим жанрам фольклора, её художественное своеобразие, отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся.

Презентация «Былины».

Ход урока.

1. Рассмотрим иллюстрации «Три богатыря», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей Тугарин», «Вольга и Микула», «Алеша Попович» и др.

— Что знаете о героях иллюстраций?

— Какие читали произведения? Какие видели фильмы (мультфильмы?)

— Кто главные герои? Что можете рассказать о богатырях?

— В каком жанре ведется рассказ об их подвигах?

— Сформулируйте тему и цель урока.

2. Понятие «былины». Слово учителя. Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

Записать в тетради. «Былина – от слова «быль», рассказ о том, что когда-то было, во что верили». Слайд 1.

3. Былины – жанр устного народного творчества, т.е. былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.

Слайд 3

3. Отличие сказки от былины. Вспоминаем художественные особенности сказки. Работаем с Диаграммой Венна.

Сказка

4. Виды былин. Прочитайте материал статьи учебника, стр.55, составьте самостоятельно кластер по теме вопроса.

Виды былин

↓ ↓

героические социально-бытовые

— перечислите отличительные признаки былин.

(Героические: в основе бой, столкновение, схватка богатыря с врагом.

Социально-бытовые: нет схватки, есть ссора, спор, соперничество).

Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Новгородский цикл – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы; Вольга и Микула – герои социально-бытовых былин).

5. Мир былины. Общеклассная работа. Читаем словарную статью, выписываем ключевые слова и словосочетания (умение выбирать главное).

— пространство и время условные, необычные

— герои одни и те же, борются с фантастическими существами

— место действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…

– откуда сказители знали о далеких землях? ( Киев – столица русской земли)

— время действия – правление князя Владимира. (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями).

Проверяем правильность выполнения задания с содержанием слайда 7.

6. Герои былин — богатыри. Работа в группах. Прочитать характеристики богатырей. Заполнить недостающие графы таблицы (учащиеся получают таблицы, в которых отдельные графы пустые).

1 группа: Илья Муромец

2 группа: Добрыня Никитич

3 группа: Алеша Попович

Результаты работы:

1 группа.

Имена

2 группа.

Имена

3 группа.

Имена

— Обмен мнениями – рассказом о своем герое.

— Напишите одним-двумя предложениями вывод о героях былин, их задачах (подчеркнуть мысль о том, что былинные герои привлекают целостностью своих характеров; это защитники покоя и благополучия русской земли).

). В этом помогут слайды 11-15.

7. Композиция былин.

1) Запев (для привлечения внимания)

2) Завязка действия (поручение)

3) Развитие действия

4) Кульминация

5) Развязка действия (расправа с врагом)

6) Исход

8. Особенности былинного стиха. Читаем отрывок былины в статье учебника, наблюдаем, находим повторы слов, делаем выводы:

1) Речитатив (полупение).

2) 12 – 14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от 1-го до 3-х слогов

3) Последнее ударение на третьем слоге от конца

4) Повторение предлогов, междометий

5) Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.

6) Повторы слов и выражений

9. Рефлексия.

Напишите свободное письмо по ключевым словам и словосочетаниям.

поэтические сказания

гусляры

защитники русской земли

богатыри

мир былины

история народа

Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

10. Домашнее задание. Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», составить план былины.

3

Общее

Былина

— не верят в реальность

Вымысел

— верят в реальность

— композиция единообразная

-индивидуальная композиция

— герои – люди, царевичи, животные

— герои — богатыри

Общее

Отличия

Илья Муромец

— обладает необыкновенной физической силой

— прямота

— добрый

— чувство собственного достоинства

— защитник русской земли

— стремление к сплоченности

— мужественный

— большой жизненный опыт

— нет семейной жизни

Общее

Отличия

Добрыня Никитич

— обладает необыкновенной физической силой

— одаренный

— культурный

— добрый

— великолепно воспитан

— защитник русской земли

— умен, играет в шахматы

— мужественный

— стреляет из лука

— поет, играет на гуслях

Общее

Отличия

Алеша Попович

— обладает необыкновенной физической силой

— самый молодой

— «напуском смел»

— добрый

— лихая смелость

— защитник русской земли

— хитрость

— мужественный

— жизнерадостный

— самый веселый

Эпос: библейский обзор, уроки 1–52

Перейти в конец галереи изображений

Перейти к началу галереи изображений

Божья история сквозь века

В наличии

Ссылки

Ссылки

Скачать уроки 1-4

Скачать уроки 5-8

Скачать уроки 9-13

Скачать уроки 14-17

Скачать уроки 18-21

Скачать уроки 22-26

Скачать уроки 27-30

Скачать уроки 31-34

Скачать уроки 35-39

Скачать уроки 40-43

Скачать уроки 44-47

Скачать уроки 48-52

Рекомендуемое количество для покупки:

  • Обзор

    Обзор продукта

  • Информация о продукте

  • отзывов

Обзор

Обзор продукта

Через все Писание проходит общая нить, эпическая история о Боге и Его отношениях с людьми, которых Он любит. Учебная программа Epic оживляет библейское повествование, помогая детям найти свое место в удивительной истории Бога! Представьте, что могло бы произойти, если бы дети начали жить в повествовании.

Epic — это учебная программа в хронологическом порядке, предназначенная для того, чтобы помочь детям совершить путешествие по Библии, от Бытия до Откровения. 9Учебная программа 0060 Epic включает 52 урока для 3 возрастных уровней — дошкольников и детсадовцев, учащихся начальной школы и подростков, с использованием гибкого формата больших и малых групп для воскресной школы или богослужений. Уроки настраиваются в зависимости от возрастного уровня и предпочтений в активности.

Учебная программа Epic включает в себя такие ресурсы, как страницы для учащихся, домашние страницы для родителей, визуальные иллюстрации, видео и мероприятия, помогающие учителям и лидерам взаимодействовать с детьми, рассказывать истории и использовать динамический опыт, чтобы помочь им узнать о Библия.

Epic — это полностью цифровая учебная программа, предназначенная для простого распространения среди учителей и лидеров в вашей поместной церкви! Этот вариант на целый год предоставляет все необходимое для использования Epic в течение всего года. Все файлы и ресурсы предоставляются вам в момент покупки.

Посетите для получения дополнительной информации о Epic !

Образцы

Обзор видео

Информация о продукте

Отзывы

Связанные

3 продукта

Вам также может понравиться

5 способов использования Epic в классе

  • Преподаватели
  • Учителя
  • 29 мая 2019 г.
  • 4 минуты чтения
  • 35 тыс. просмотров
  • Элисон Райан

Элисон Райан из LearningAtThePrimaryPond.com.

Если вы слышали, как я раньше говорил о центрах грамотности, то вы, наверное, знаете, что я думаю, что Эпик! удивительно для центра прослушивания!

Эпично! является бесплатным для учителей и дает вам и вашим ученикам бесплатный доступ к фантастическим книгам, которые они могут слушать и читать.

Эпично! — это цифровая библиотека детских книг, и мне нравится, как на сайте представлены книги для учащихся. Дети могут выбирать свои интересы, просматривать по категориям и видеть привлекательные обложки книг. Эпично! делает прослушивание и чтение книг невероятно привлекательными.

Хотя обычно я рекомендую Epic! для использования в центре прослушивания, есть ТАК много других отличных способов его использования. В этом посте я делюсь пятью других способов использования Epic! в классе!

№1: Исследовательские проекты

Каждый год мои ученики ЛЮБЯТ возможность выполнять мини-исследовательские проекты. Каждый из них читает научно-популярную тему, а затем пишет о том, что узнал.

Тем не менее, большой проблемой является нехватка научно-популярных книг для более низкого уровня чтения. Может быть, я смогу найти в библиотеке одну книгу, уровень чтения которой подходит некоторым из моих учеников, но для настоящего исследовательского проекта требуется больше, чем одна книга!

Эпично! упрощает проведение исследований даже для начинающих читателей. Они могут слушать книги на Epic! чтобы помочь дополнить любые печатные книги, которые вы можете найти для них.

Мои ученики всегда гордятся тем, что делятся своими знаниями — и Epic! является большим подспорьем для предоставления им доступа к информации.

#2: Практика беглости

Эпично! также является отличным инструментом для развития беглости речи учащихся. Когда они слушают книги, читаемые вслух на Epic!, они слышат моделированную беглость речи.

Затем учащиеся могут прочитать ОДНУ и ту же книгу пару раз (щелкая страницы без включения звука). Многократное перечитывание одного и того же текста развивает беглость речи.

Затем учащиеся могут читать книги своему партнеру или своим родителям дома, если у них есть доступ к технологиям.

#3: Обучение визуализации и восприятию на слух

Эпично! теперь есть раздел для аудиокниг. Эти аудиокниги содержат текст для чтения вслух, но вы не можете видеть изображения или внутренние страницы книги.

Хотя вы всегда можете найти печатную версию книги и показывать учащимся картинки во время чтения, аудиокнига сама по себе является ОТЛИЧНЫМ инструментом для работы над визуализацией.

Вы можете дать учащимся небольшую предысторию рассказа, запустить аудиокнигу, а затем периодически приостанавливать ее, чтобы позволить учащимся обсудить и/или нарисовать то, что они визуализируют. Сначала обязательно смоделируйте, как это сделать.

Хотя я люблю книжки с картинками для чтения вслух, эти аудиокниги очень полезны для практики визуализации и работы над пониманием на слух.

#4: Привлекайте неохотных читателей комиксами

Некоторые неохотные читатели не решаются читать традиционные текстовые книги, но любят читать комиксы! Эпично! имеет довольно много доступных комиксов.

Я также учу своих учеников создавать комиксы в рамках письменного центра или наших письменных отделений. Речевые пузыри, мыслительные пузыри и другие компоненты написания комиксов могут быть легко перенесены в традиционные навыки письма. Детям нравится создавать эти комиксы, но им также нужно сначала увидеть несколько примеров. Эпично! содержит ряд примеров, которые вы можете использовать в качестве менторских текстов.

#5: узкое чтение

Лексика и фоновые знания играют огромную роль в способности читателя понять текст. Чем больше мы сможем развить обе эти области, тем лучше наши ученики станут понимать прочитанное.

Узкое чтение, чтение на одну и ту же тему нескольких текстов (как правило, научно-популярных) — отличный способ расширить словарный запас учащихся и расширить базовые знания. Это дает учащимся повторное знакомство с некоторыми из одних и тех же словарных слов, что повышает вероятность того, что учащиеся действительно выучат эти слова.

Ограниченное чтение также знакомит учащихся с похожим содержанием, что создает глубокие базовые знания по теме, но может быть сложно получить доступ к нескольким книгам по одной и той же теме, особенно если вы ищете книги для определенного уровня чтения или подходящие для определенный уровень обучения. Я всегда прошу книги в библиотеке и ищу в своей стопке. Это занимает много времени, и иногда я просто не могу найти нужные мне книги.

Я благодарен Epic! дает мне доступ ко многим другим книгам, и все, что мне нужно сделать, это войти в систему. Эпично! это отличный инструмент для того, чтобы ваши ученики занимались узким чтением, потому что обычно есть несколько книг по теме, и вы можете дополнить их собственными печатными книгами.

Выводы

Вы используете Epic!? Если у вас есть другие предложения по использованию этой замечательной библиотеки, я буду рад услышать их в комментариях.

А если вы учитель, который еще не зарегистрировал бесплатную учетную запись, чего же вы ждете?! Зарегистрируйте бесплатную учетную запись ЗДЕСЬ.

Счастливого обучения!

Об авторе

Элисон Райан работает в школах с 2005 года в качестве классного руководителя, интервента и специалиста по чтению. В 2012 году Элисон создала веб-сайт Learning At The Primary Pond, чтобы делиться идеями и поддерживать других учителей начальной школы по всему миру.

Подпишитесь на ее блог и узнайте о бесплатных вебинарах, которые она предлагает на LearningAtThePrimaryPond.com.

Станьте участником Spark!

У вас есть новаторские идеи или вдохновляющие истории, которыми вы могли бы поделиться со своими собратьями-эпиками! Педагоги? Станьте приглашенным автором для Spark!

Присылайте свои темы и идеи на адрес [email protected].
Перед отправкой публикации обязательно ознакомьтесь с этими рекомендациями.