Содержание
Что такое пестушки и потешки
Пестушки — это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.
Потешки — это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.
Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.
За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:
Потягунушки,
Порастунушки,
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Пестушки и потешки — тексты, примеры.
Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:
Ах, поёт, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!
* * *
Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
* * *
Когда ребёнок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек,
На первый годочек!
* * *
Когда ребёнок учится ходить:
— Ножки, ножки,Куда вы бежите?
— В лесок по мотом
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
* * *
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
* * *
Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то — от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щýрки в кýчки,
Плотички в полички»
Один ершок
—Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.
* * *
Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.
* * *
Тюшки, тютюшки,
На горе пичужки.
Там Ванюшка был,
Пичужку, поймал.
* * *
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки,
* * *
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам,по кочкам
—Да бух!
* * *
Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:
Три-та, та, три-та, та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
* * *
Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели,
—На головушки и сели.
* * *
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
* * *
Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
—Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
* * *
Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,К
ашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал малéнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:
Шу-у-у, полетели
—На головушку сели.
* * *
Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:
Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе пéча топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
* * *
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре братаНавстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят,
— Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.
Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет…», «Лебеди летели, лебеди летели…» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота…»
Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи. ..»
На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.
Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец…» Постепенно приходит пора сказок.
По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин
Пестушки: русские традиции и обычаи
Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. Русские традиции и обычаи воспитания детей включают богатый и уникальный опыт пестования младенцев. Но в современных семьях редко можно встретить пестушки, их заменили современные развивающие игрушки, аудиодиски, детские обучающие видеофильмы и карточки для запоминания слов, букв и цифр с пеленок. А зря. Ведь пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метод развития младенца.
Можно встретить такое мнение, что пестушки устарели, и нужны только «для сдачи экзамена в педагогическом колледже или вузе» или для того, чтобы просто занять младенца, поставив ему аудиодиск с народным детским фольклором. Какое ошибочное мнение!!! Потеря культуры пестования младенца привела и приводит к росту количества детишек с проблемами в развитии, к увеличению числа детей с отставанием в развитии речи (в том числе и с нарушениями звукопроизношения), к росту количества малышей, не говорящих и в год, и в два года.
Что же дают пестушки маме и малышу? От чего мы отказываемся, не используя пестушки в уходе за младенцем? И почему же мы не ценим накопленный веками опыт наших предков? Потому что, наверное, уже забыли, зачем нужны пестушки — нужны в первую очередь младенцу, но нужны и маме малыша? Об этом я и хочу рассказать в этой статье.
Пестушки – это маленькие фольклорные произведения (стишки, песенки), в которых выделяют две главные особенности:
- Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь мамы или бабушки.
- Действия мамы – поглаживание ручек и ножек малыша, массаж, покачивание ребенка – которые дают новые тактильные ощущения младенцу.
В пестушках в отличие от потешек нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что «дает» ему мама.
Что же дают пестушки малышу?
1.Эмоциональный диалог с мамой.
Мамин голос знаком ребенку с периода внутриутробного развития. Современные исследования свидетельствуют, что совсем крохотные малыши отличают голос мамы от голосов других людей и разнообразных звуков. При этом именно голос мамы вызывает у них максимальную активность – зрительную, слуховую, двигательную. Поэтому очень важно, чтобы пестушки произносил не голос диктора с аудиодиска, а голос мамы. И маму для ребенка не заменит никто!
Ведя в пестушках диалог с малышом с первых дней его жизни, мама закладывает предпосылки для полноценного развития речи и речевого общения. Кроме того, она налаживает эмоциональный контакт с ребенком, от которого будет зависеть, насколько быстро и успешно будет развиваться малыш.
2.Развитие движений у ребенка, обогащение двигательного опыта малыша и его тактильного опыта.
Пестушки сопровождаются движениями тела младенца, массажем. Эти тактильные ощущения очень важны для развития младенца! Чем более они разнообразны, тем лучше развивается ребенок!
3.В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который им наиболее хорошо воспринимается ребенком и который стимулирует развитие речи малыша:
- Мама тянет гласные звуки, и ребенок начинает выделять их из речевого потока: «Потягуууууууууунюшки, порастууууууууунюшки», «Ай – да – дааааааа! Ай – да – даааааааа!» Фактически этот способ говорения с ребенком говорит малыша к его собственным первым попыткам речевой активности – гулению, гуканью, лепету, стимулирует его вслушивать в речь взрослых, а затем и повторять за мамой звуки и слоги. Следующим этапом таких диалогов будет уже перекличка, когда мама тянет звук или слог, а малыш его будет повторять. А потом мама прислушается к звукам, которые говорит малыш и тоже станет их повторять за ним.
Вот как это было раньше – вспоминает Карпова Нина Леонтьевна (Лешуконский район Архангельской области):
«Маленький ребенок не говорит, а все понимает. Он глазками показывает, смотрит внимательно и слушает, и все-все понимает. И с ним разговариваешь: «дай-дай-дай! Ба-ба, ба-ба, ба-ба, ба-ба! Ма-ма, мА-ма, мА-ма! Па-па-па-па-па-па!» — чтоб он эти слова уже мог выговариать. Он уже умишком смекает, он уж начинает: «Ба, ба, ба,ба…». А разговаривать с ребенком не будешь, так он, конечно, долго не будет говорить».
- Речь мамы в пестушках ритмична. А ведь как легко дети запоминают ритмичные стихи и песенки! (и не только на родном, но и на других языках)
- Слоги и звуки в пестушках часто повторяются, что опять же помогает малышу вслушиваться в них и быстро запоминать.
- В пестушках можно менять интонацию речи: то вопрос, то ответ, то сердито, то ласково, то весело, то низким голосом, то высоким. Именно тон, тембр, интонацию ребенок в первую очередь выделяет из речевого потока.
4.В пестушках мама «программирует» счастливое будущее малыша, проговаривая это вслух, настраивает себя на то, что жизнь ребенка сложится удачно и желает этого своему сыну или дочке. Это тоже очень важный психологический момент.
Как же наши бабушки и прабабушки, наши предки использовали пестушки? Как они пестовали малышей?
Пестушка для умывания.
Умывая младенца, приговаривали:
«Свята-Божья водичка,
Умой Боре личико:
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Чтобы у Бори головка была кругленькая-кругленькая!
Как с гуся вода, так и с Бори вся худоба!
Чтоб ты жил и никогда не хворал!
Расти большой и будь умнОй!»
Пестушки для купания.
Произнося слова пестушек, малыша гладили по спинке, по животику, вдоль ручек и ножек, по головке, лили на него водичку.
1.Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна (р. 1926 г.), Белгородская область:
«Ну вот, давай купаться, детка. Сейчас я тебя буду купать. Ну-ка давай ручки растянем, ножки вот так выпрямим. Давай водичкой тебя польем, будет тебе тепло, хорошо. Вот такая у нас будешь большая, красивая, такая румяная, щёчки как булочки – вот такая пригожая. Ну, давай, внученька, давай, Танечка. Вот умница какая. Лежит послушно… Какая разумница у меня, глядит глазками весело. Посидела в лоточке, а теперь мы тебя чистой водой обмоем. Вот так:
С гоголя вода,
с гоголихи – вода,
А с рабы Божьей Танечки –
вся тягота!
Водичка – под полОк,
А Танечка – на полОк.
Водичка – ниже.
А Танечка – выше!
Вот послушница! Помылась, давай убираться».
2.Когда младенца мыли в бане (Архангельская область), то всегда приговаривали. Сначала положат малыша на колени и начинают ручку с ножкой сводить и так разминают: «Ручки-грабУльки! Ножки – ходУльки!». Потом малыша растирали, говоря: «Моется, парится, спать собирается – на сон, на покой, на счастье, на здравие, ему спать по ночам, расти по часам». А когда обливали из ковшика, то говорили: « С гоголя вода, с лебедя вода, а с тебя вся худоба! На сон, на здоровье, на велику Божью милость, на родительскую радость! Отойди, вся боль и скорбь, в темную ночь!»
Пестушки для гимнастики и массажа младенца.
1.Когда малыш лежит на спине, его надо взять за ножки (за щиколотки) и в ритм пестушки стучать ножку об ножку:
Скок, скок, скок.
Побежали на мосток.
Побежали на мосток.
Потеряли сапожок.
2.Делаем ручками ребенка движения «как машут крыльями уточки». После этого кладем ручки на головку малышу.
Кши, кши, сороки!
Кши, кши, белобоки-
Полетели, полетели,
Ване на головку сели!
Сели, посидели,
Песенки попели
И дальше полетели!
Гуси прилетели,
На головку сели.
Сели,посидели.
Песенки запели.
И опять полетели!
3.Сажаем ребенка на колени и качаем, словно он едет по кочкам. Затем колени раздвигаем и ребенок «падает в ямку» (придерживая за ручки, сбрасываем вниз малыша)
По коч-кам, по коч-кам,
По маленьким вершоч-кам.
В ямку – бууууууух!
А там петух!
Мы ехали, мы ехали
За грецкими орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам.
В ямку – бууууууух!
4.Постукиваем своими пальцами по пяточками младенца в ритм словам пестушки:
Кую-кую-ножку!
Поеду в дорожку!
Куй, куй, чеботок!
Подай, Ваня, молоток!
5.Легонько крутим голову ребенка то направо, то налево и приговариваем слова пестушки:
Кудели, кудели.
Кудели, кудели.
На печи сидели.
Куда Таню (имя ребенка) дели?
Кудели, кудели,
Головушкой вертели!
Кудели, кудели
Пряли две недели!
6. Разводим медленно ручки малыша в стороны, потом перекрещиваем на груди:
«Тяяяяниииии хоооолстыыыы! Тяяяяниииии хоооолстыыыыыы! Тяяниии, потяяяягивай! Поперек поклаааадывай!»
7.Двигаем ножки ребенка к себе и от себя, когда он лежит на спинке (можно делать движение «велосипед»)
Дери-дери-дёрка!
Едет Егорка!
На серенькой лошадке,
В новой шапке.
С бородой. С усами!
Дери-дери-ногами!
8.Когда малыш учится переворачиваться со спины на бок и на живот, то делают упражнение «Каты-покаты». Малыш лежит на спинке. Его легко покатывают-поворачивают с боку на бок то в одну, то в другую сторону.
«Каааааты-покааааты. Женихи богаааты! Каааты-катышооок! Андрей – женишооооок!»
9. Постукиваем по спинке ребенка и говорим:
—
Что в горбу?
— Денежки.
— Кто наклал?
— Дедушка.
— Чем черпал?
— Ковшичком.
— Дай-ка мне! Дай-ка мне!
10. Упражнение с первых дней малыша. Мама гладит ребенка по бокам от подмышек до пяточек, затем гладит ножки, ручки и поглаживает головку. В ответ на это младенец рефлекторно потягивается, распрямляет ножки и ручки. Говорим пестушку, гладя малыша и протягивая гласные звуки.
Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!
А в ножки – ходууууунюшки. А в ручки – хватуууууууунюшки!
А в роток – говороооооооок! А в головку – разумоооооооок!»
Тяги-тяги-потягууууушеньки!
На Катюшу порастуууууушеньки!
Расти, доченька,здороооооовая!
Как яблонька садооооовая!
11. В пестушке «Мешу тесто» очень ласково и осторожно «переваливаем» голову малыша с ладони на ладонь.
Мешу, мешу тесто!
Есть в печи место!
Пеку, пеку, каравай!
Головоньку валяй, валяй!
12.В следующей пестушке ручки ребенка двигают к себе и от себя.
Трататаааа! Трататааааа!
Пожалуйте решетаааа!
Мучки посейте, пирожки затейте!
Ай-тпруки-тпруки-тпруки!
Я насеяла муки!
Замесила пироги!
На пшеничных дрожжах!
Не удержишь на вожжах!
Тпрушечки-потрушечки.
Испекли ватрушечки!
Ватрушечки-колобушечки!
Нашему Андрюшечке!
13. В такт пестушке легонько стучат то ладошкой, то локотком малыша по столу:
Ай-тукиии-тукиии-тукиии.
Застучали молоткиииии!
Застучали молоткиииии!
Заиграли в локотки!
Тук-тук-ло-ко-ток!
Скоро Машеньке годок!
14. Когда малыш лежит на спинке и гулит, то наклоняются над ним так, чтобы он сосредоточил взгляд на мамином лице и говорят четко, протягивая гласные (приговаривая, гладят малыша):
Гули-гули-гулёёёёёночек!
Гули-гули-голубёёёёночек!
Пой, пой, хорооооошенький!
Хорошенький. Пригоооооженький!
Чтоб был здоровёёёшенький!
15. Когда малыш лежит на спинке, гладят его животик по часовой стрелке и приговаривают:
Хорошеньким хорошок!
Пригоженьким пригожок!
Стройненьким стройняшок!
Родненьким родняшок!
Ой ты мой, сыночек – пшеничный колосочек!
Лазоревый цветочек, сиреневый цветочек!
16. Когда младенец лежит на спине, «переступают» его ногами по кроватке:
Эх, топни, нога!
Топни, правенькая!
Как Катюша хороша-
Наша маленькая!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Всем мамам, бабушкам, педагогам очень советую познакомиться с книгами Ботяковой О.Ю. «Мамин массаж с потешками» и Науменко Г.М. «Народная мудрость и знания о ребенке». В них Вы найдете много пестушек для детей раннего возраста.
Приговорки, пестушки, потешки были тесно связаны с традициями и обычаями русского народа. На первом году жизни ребенка такими знаменательными событиями были первый зуб и первый шаг.
Когда взрослые видели у малыша первый зуб, то они говорили:
Расти-расти, зубок.
Твердый как дубок!
И обязательно покупали подарок, чтобы зубки росли крепкими. Во Владимирской области кто первый увидел зубок, тот покупал любой беленький материал на рубашечку для младенца. В Архангельской области тот, кто первый ощупал первый зубок, дарил поясок для рубахи. Пекли пирог под названием «зубок», а гости приносили пряники, калачи, пироги. В Вологодской области на первый зубок покупали серебряную ложечку.
А вот как стимулировали малыша к первому шагу. Вспоминает Справцева Харитина Ивановна (р. 1912 г) Брянская область:
«Когда ребенок впервые встает на ножки, говоришь:
Ай, дыбочки-дыбОк,
Скоро мальчику годок!
Вставай-ка дыбок,
Достанешь потолок.
Вставай и повыше,
Достанешь до крыши!
И зовешь его к себе, чтобы он пошел: «Ну-ка дыбоньки, ходи, дыбоньки! Ну-ка ножками дыбоньки! Ну давай, миленький, хорошенький, пригоженький!» И целуешь его тогда, и милуешь, и ласкаешь, и вкусненькое ему даешь. Это как он тольлко чуть ступнёт. И обязательно купляешь обновку ему, обновку-обувку какую-то на ножки там, чтобы становился на ножки и бегал по дорожке».
А девочке говорили по-другому. Вспоминает Болдина Татьяна Иосифовна, Белгородская область (р.1926):
«Ну-ка, Танечка. Встала. Давай постоим на ножках. Ну-ка дыбкИ-дыбкИ-дыбкИ! Можешь стоять дыбки. Потом ножкой переступать. Как будем ходить? Давай пробуй, пробуй. Раз, два…ой-ой-ой, упала! Ну ничего. Ну-ка вставай! Обратно дыбочки. Ой. Умница. Ну, какая умница! Скоро будешь бегать у нас:
«Ай. дыбОк, дыбОк, дыбОк.
Завтра Танечке годок!
Купим Танечке платок!
Во всю голову цветок!»
Когда малыш начинал ходить, то его первые шаги сопровождали действием «снятия пут», чтобы дать малышу возможность «ходить шибко и скоро». Для этого взрослые делали между детскими ножками движение, имитирующее разрезание, отчего действие и называлось «путы резать». Также делали и в тех случаях, когда младенец долго не начинал ходить.
Вспоминает Васькина Клавдия Петровна (р.1927), Волгоградская область: «Глядь! Наш Ваня ходит! Ну-ка давай первый шажок делай! – Только он шагнул, а ему между ног ножом по земле раз-крест. – Ну. Всё, перерезали Ване путы. Теперь он пойдет, будет бегать, будет крепко на ножках стоять. Ходи, Ваня!»
Завершалось младенчество пострижИнами. Так назывался обряд первого подстригания ребенка, который происходил, когда малышу исполнялся год. Это время неслучайно, т. к. именно в год у ребенка появляются очень важные человеческие качества – речь и ходьба. А вот нестриженость – признак природы – животные, домовые, лешие. До года малыша не стригли, а снятие волос рассматривали как признак принадлежности к миру людей. Во время пострижин малыша сажали на овчину, которую выворачивали мехом вверх. Стригли малыша или крестные родители, или повивальная бабка, или отец, но не мать. Сначала выстригали крест, а потом стригли оставшиеся волосы. Затем на ребенка надевали новую рубаху, крестик и подпоясывали. Если до обряда малыш был предметом забот взрослых, то после него он был уже активным существом. После пострижин малыш считался человеком, который мог самостоятельно перемещаться, есть, понимал речь и говорил. Младенчество закончилось.
Нужны ли нам знания этого опыта предков? Будут ли наши дети, внуки и правнуки пестовать своих малышей? Чем интересны для Вас пестушки? Приглашаю обсудить это в комментариях.
Коллекцию пестушек Вы можете найти в видеоролике «Пестование младенцев» в моей статье «Месячный ребенок»
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Что такое анализ PESTLE? Важный инструмент бизнес-анализа
Что такое анализ PESTLE? Анализ PESTLE, который иногда называют анализом PEST , , представляет собой концепцию в принципах маркетинга. Более того, это понятие используется компаниями как инструмент для отслеживания среды, в которой они работают или планируют запустить новый проект/продукт/услугу и т. д. Итак, давайте сначала выясним, что означают эти буквы.
PESTLE — это мнемоника, которая в расширенной форме обозначает P для Политики, E для Экономического, S для Социального, T для Технологического, L для Юридического и E для Экологического. Это дает вид с высоты птичьего полета на всю окружающую среду с разных точек зрения, которые нужно проверять и отслеживать, обдумывая определенную идею / план.
Структура PESTEL претерпела определенные изменения, так как гуру маркетинга добавили определенные вещи, такие как E для этики, чтобы привить элемент демографии при использовании структуры при исследовании рынка.
Содержание
Правильные вопросы
Есть определенные вопросы, которые необходимо задать при проведении этого анализа, что дает им представление о том, что нужно иметь в виду. Это:
- Какова политическая ситуация в стране и как она может повлиять на отрасль?
- Каковы преобладающие экономические факторы?
- Какое значение имеет культура на рынке и каковы ее определяющие факторы?
- Какие технологические инновации могут появиться и повлиять на структуру рынка?
- Существуют ли какие-либо действующие законы, регулирующие отрасль, или могут ли быть какие-либо изменения в законодательстве для отрасли?
- Каковы экологические проблемы отрасли?
Все аспекты этого метода имеют решающее значение для любой отрасли, в которой может быть бизнес. Эта структура представляет собой не только понимание рынка, но и один из позвоночников в основе стратегического управления, который не только определяет, что компания должна делать, но и также учитывает цели организации и связанные с ними стратегии.
Может быть так, что важность каждого из факторов может быть разной для разных отраслей, но для любой стратегии, которую компания хочет разработать, необходимо провести анализ PESTLE , поскольку он формирует гораздо больше комплексная версия SWOT-анализа. Если вы не знаете, что такое SWOT-анализ, мы вам поможем.
Очень важно понять всю глубину каждой из букв ПЕСТИКА .
Политические факторы в анализе PESTLE
Эти факторы определяют степень, в которой правительство может влиять на экономику или определенную отрасль. Например, правительство может ввести новый налог или пошлину, в связи с чем могут измениться целые структуры доходов организаций. Политические факторы включают налоговую политику, фискальную политику, торговые тарифы и т. д., которые правительство может взимать в течение финансового года и которые могут в значительной степени повлиять на деловую среду (экономическую среду).
Экономические факторы в анализе PESTLE
Эти факторы являются определяющими факторами эффективности экономики, которые непосредственно влияют на компанию и имеют резонансные долгосрочные последствия. Например, рост уровня инфляции в любой стране повлияет на то, как компании оценивают свои продукты и услуги. Кроме того, это повлияет на покупательную способность потребителя и изменит модели спроса/предложения для этой экономики. Экономические факторы включают уровень инфляции, процентные ставки, обменные курсы, модели экономического роста и т. д. Они также учитывают ПИИ (прямые иностранные инвестиции) в зависимости от определенных конкретных отраслей, которые проходят этот анализ.
Социальные факторы в анализе PESTLE
Эти факторы тщательно изучают социальную среду рынка и измеряют детерминанты, такие как культурные тенденции, демография, демографическая аналитика и т. д. Примером этого могут быть покупательские тенденции в западных странах, таких как США, где существует высокий спрос в сезон отпусков.
Технологические факторы в анализе PESTLE
Эти факторы относятся к технологическим инновациям, которые могут благоприятно или неблагоприятно повлиять на деятельность отрасли и рынка. Это относится к автоматизации, исследованиям и разработкам, а также к степени технологической осведомленности, которой обладает рынок.
Юридические факторы в анализе PESTLE
Эти факторы имеют как внешнюю, так и внутреннюю сторону. Есть определенные законы, которые влияют на бизнес-среду в определенной стране, в то время как есть определенные политики, которые компании придерживаются для себя. Правовой анализ принимает во внимание оба эти аспекта, а затем намечает стратегии в свете этих законодательных актов. Например, законы о защите прав потребителей, стандарты безопасности, законы о труде и т. д.
Факторы окружающей среды в анализе PESTLE
Эти факторы включают все те, которые влияют или определяются окружающей средой. Этот аспект PESTLE имеет решающее значение для определенных отраслей, в частности, для туризма, сельского хозяйства, сельского хозяйства и т. д. Факторы анализа деловой среды включают, помимо прочего, климат, погоду, географическое положение, глобальные изменения климата, экологические компенсации и т. д.
Компаниям доступно множество шаблонов для проведения анализа PESTLE . Многие организации предоставили информацию о своем анализе PESTLE в виде тематических исследований, доступных в Интернете.
Изображение: dizain/Shutterstock.com и DepositPhotos
Объяснение концепции PESTEL: 6 важных факторов
Анализ PESTEL — это инструмент или система для маркетологов. Вы можете использовать его, если хотите проанализировать и просмотреть внешнюю маркетинговую среду вашей компании. Инструмент стратегического управления измеряет факторы макросреды. Результаты значительно облегчают принятие решений.
Различные факторы макросреды могут влиять на бизнес-стратегии. Итак, это важно следовать структуре PESTEL . Цель состоит в том, чтобы оценить, как именно факторы влияют на эффективность бизнеса.
Вы можете судить о 6 типах влияния окружающей среды в системе PESTEL. PESTEL разбит на шесть категорий, относящихся к факторам, которые могут или будут влиять на тему, выбранную для анализа.
К ним относятся:
- P политический
- E экономический
- S общественно-культурный
- T технологический
- E экологический
- L экологический
Вы не должны рассматривать эти факторы как независимые факторы. Все они взаимозависимы. Например, технологические достижения могут повлиять на экономику на разных рынках.
Шесть упомянутых выше факторов составляют аббревиатуру PESTEL. Каждая буква представляет один фактор. Его часто называют ПЕСТИКОМ. PEST соответствует первым четырем категориям и исключает «экологические» и «правовые» факторы. PESTLE включает все категории, но меняет местами «E» и «L» (экологические и правовые факторы).
Вы также можете проверить эти факторы с помощью других тестов. PEST, STEEP и STEEPLE являются аналогичными анализами. Некоторые другие варианты: STEPJE, STEP и LEPEST. Менеджеры могут выбрать любой, исходя из характера фирмы и факторов, которые они хотят изучить. Анализ PESTEL помогает определить ключевые факторы, которые необходимо признать, понять и потенциально использовать в своих интересах.
Я обсудил некоторые характеристики этих факторов окружающей среды ниже. Статья поможет вам определить, какие факторы важнее для стратегии вашей компании. Это может служить предварительным вдохновением. Вам придется копаться глубже в деталях, чтобы принимать точные решения.
Из чего именно состоят категории в структуре PESTEL? Каждый из них уникален и предлагает широкое понимание факторов, связанных с политикой, экономикой, социальными особенностями, использованием технологий, окружающей средой и законами.
Содержание
Политические факторы в системе PESTEL
Политика играет важную роль в бизнесе. Это потому, что существует баланс между системами контроля и свободными рынками. Поскольку глобальная экономика вытесняет внутреннюю экономику, компании должны учитывать многочисленные возможности и угрозы, прежде чем выходить в новые регионы. Это также относится к фирмам, определяющим оптимальные области для производства или продаж. Политические факторы могут даже помочь определить местонахождение штаб-квартиры корпорации.
Эта категория может иногда объединять законы (из юридической группы), поскольку правительство и их законопроекты тесно связаны.
Вот некоторые из политических факторов, на которые следует обратить внимание:
- Налоговая политика
- Стабильность правительства
- Правила режима въезда
- Социальная политика (например, социальное обеспечение и т. д.)
- Торговые правила (например, ЕС и НАФТА)
- Торговля
- Трудовые нормы
- Здоровье и безопасность
Экономические факторы в структуре PESTEL
Экономические факторы — это показатели, которые измеряют состояние любого экономического региона. Экономическое состояние будет меняться много раз в течение жизни фирмы. Вы должны сравнить текущие уровни инфляции, безработицы, экономического роста и международной торговли. Таким образом, вы сможете лучше выполнять свой стратегический план.
На любой бизнес или продукт будут влиять общие экономические факторы, такие как товары, услуги, денежная стоимость или валюта. Такие показатели, как обменные курсы, ВВП и инфляция, имеют решающее значение для управления. Они могут сказать, когда это хорошее время, чтобы занять. Эти факторы помогают выяснить, как экономика может отреагировать на определенные изменения.
Некоторые примеры экономических факторов, которые вы можете принять во внимание в своем анализе пестиков:
- Одноразовый доход покупателей
- Доступ к кредитам
- Показатели безработицы
- Процентные ставки
- Инфляция
- Обменные ставки
Социальные факторы оценивают менталитет отдельных лиц или потребителей на данном рынке. Они также известны как демографические факторы. Эта категория посвящена покупательскому поведению и тому, как потребности потребителей могут повлиять на ценность и необходимость продукта или услуги.
Ниже приведены некоторые социальные факторы, на которых можно сосредоточиться:
- Демография населения: (например, стареющая популяция)
- Распределение богатства
- Изменения в образе жизни и тенденциях
- Уровни образования
- Культурные различия
- 121222222229
- 92121212129211212 гг.
- Местоположение
Технологические факторы в рамках PESTEL Framework
Этот шаг включает в себя определение доступных технологий. Технологические достижения могут оптимизировать внутреннюю эффективность и помочь продукту или услуге не устаревать с технологической точки зрения. Роль технологий в бизнесе возрастает с каждым годом. Эта тенденция сохранится, потому что исследования и разработки стимулируют новые инновации.
Признание развивающихся технологий для оптимизации внутренней эффективности является большим преимуществом в управлении. Но есть несколько угроз. Подрывные инновации, такие как Netflix, влияют на бизнес DVD-плееров. Лучшая стратегия — адаптироваться к изменениям. Ваши стратегии должны обходить угрозы и использовать возможности.
Технологии постоянно развиваются, и не только цифровые технологии, хотя использование приложений, веб-сайтов и аналогичных продуктов растет. Но даже технологии, связанные с производством, распространением или общением с потребителями/сотрудниками, также должны быть рассмотрены.
Это большая проблема для руководства. Ниже приведен список общих технологических факторов:
- Новые открытия и инновации
- Скорость технического прогресса и инноваций
- Скорость технологического устаревания
- Новые технологические платформы (например, VHS и DVD)
Факторы окружающей среды в PESTEL Framework
Иногда называемые «экологическими» факторами, эти факторы связаны с физическими изменениями. Меньше думайте об окружающей среде на рабочем месте, которая применима к общению между сотрудниками, и больше о том, как это влияет на местоположение.
И потребители, и правительства наказывают фирмы за негативное воздействие на окружающую среду. Правительства взимают огромные штрафы с компаний за загрязнение окружающей среды. Компании также получают вознаграждение за положительное влияние на окружающую среду. Потребители готовы сменить бренд, если обнаруживают, что бизнес игнорирует свои экологические обязательства.
Воздействие на окружающую среду вызывает все большую обеспокоенность. Обратите внимание, что окружающая среда приносит пользу и компании. Примером может служить проточная вода для гидроэлектростанции.
Несколько общих экологических факторов системы PESTEL:
- Законы об утилизации отходов
- Законы об охране окружающей среды
- Нормы потребления энергии
- Отношение населения к окружающей среде узнать о законах и правилах вашего региона, другими словами, о том, как конкретные законы могут повлиять на бизнес, идеи или концепции. Это очень важно для избежания ненужных судебных издержек. Они создаются правительством, поэтому их иногда вплетают в политический раздел анализа PESTEL. Но правила здесь сосредоточены на благополучии потребителей или общества, а не на интересах агентств, которые создал законов.
Это последний фактор в структуре PESTEL. Эти факторы охватывают правовые элементы. Часто стартапы связывают эти элементы с политической структурой. Многие юридические проблемы могут повлиять на компанию, которая не действует ответственно. Этот шаг помогает избежать юридических ловушек. Вы всегда должны оставаться в рамках установленных правил.
К общим правовым факторам, на которые обращают внимание компании, относятся:
- Правила занятости
- Конкурентное законодательство
- Правила охраны труда и техники безопасности
- Правила в отношении продукции
- Антимонопольное законодательство
- Нарушения патентов и авторских прав
- Законы об импорте/экспорте
Зачем использовать PESTEL Framework?
Изучив каждую из шести категорий и применив результаты исследования к своему бизнесу, продукту или концепции, вы поймете, что стоит на пути к их успеху. Перед принятием серьезных решений принято проводить анализ PESTEL. Менеджеры могут проводить его до того, как будут предприняты какие-либо крупные проекты. Понимание всех влияющих факторов является первым шагом к их устранению.
Вы не можете отменить законы об авторском праве, так же как вы не можете снизить налоги или уровень инфляции. Но вы можете понять, какой процент налогов будет стоить вашему бизнесу каждый квартал. Или что это значит для экономики в целом, если темпы инфляции резко возрастут.
Имея это понимание, вы можете использовать его в своих интересах. Особенно по сравнению с конкурентами, которые не используют фреймворк PESTEL.
Помните, что существует множество других факторов, которые могут повлиять на успех в бизнесе. Оценка представляет собой процесс один на один. Каждая компания должна сделать это для себя и найти ключевые драйверы изменений. Вы должны определить факторы, которые имеют стратегические и конкурентные последствия.
Анализ всей макросреды — сложная задача.