Skip to content

Русская народная песня для 5 класса: Урок музыки 5 класс «Русские народные песни»

Русские народные песни, 5 класс

Используемый учебник: Музыка. Учебник для обучающихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение

(Слайд №1)

– Ребята, мы сегодня продолжим знакомство с жанрами нашей родной русской народной песни. На прошлом уроке мы с вами выяснили, на какие две группы делятся все русские народные песни, какие бывают обрядовые песни. Давайте их вспомним.

– Молодцы, вы все хорошо запомнили!

Все это мы записали в таблицу. Сегодня мы продолжим работу над таблицей, а в конце урока сделаем небольшую письменную работу.

  • Введение в тему.

– Вы сейчас услышали песню. Скажите, пожалуйста, ее можно отнести к обрядовым песням?

– Все песни, которые нельзя отнести к обрядовым, называются необрядовыми или беседными песнями. Кто сможет сказать, откуда произошло это название?

– Правильно, молодцы! А теперь прослушаем еще раз фрагмент песни, которая звучала в начале урока. Расскажите, о чем эта песня и проанализируйте ее характер.

– Совершенно верно. Вы слушали русскую народную песню «Ах ты, степь широкая». Так в чем же заключается отличие ее от современных песен?

  • Работа по теме.

– А сейчас продолжим заполнение таблицы и запишем на правой стороне новый жанр русской народной песни – лирическая песня (таблица заполняется постепенно, по мере знакомства с жанрами песен).

Дети входят в класс под звучание русской народной песни «Ах, ты степь широкая»

Ребята называют жанры обрядовых песен.

– Нет, это другая песня.

– Эти песни исполнялись на посиделках, игрищах, во время бесед.

– В песне поётся о бескрайней степи, о реке Волге-матушке; песня медленная, грустная, мелодия звучала плавно, широко, раздольно.

– Песня прозвучала без сопровождения (а капелла), в ней много распевов на слогах.

– Народные лирические песни зародились в глубокой древности. Сначала они сопровождали различные обряды, связанные с пахотой, посевом, уборкой урожая, сменой сезонов года, рождением или смертью человека, но позже выделились в самостоятельный жанр.

– Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. В них рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах девушки к далекому любимому, о тяжелой женской доле, воспоминаниях о родине. Многие лирические песни трагичны по содержанию — в них затрагиваются темы смерти, измены, разлуки. По характеру своему лирическая песня чаще отличается грустным настроением, медленным темпом, множеством распевов на слогах, поэтому их называют протяжными песнями. (Слайд № 2).

– Послушайте песню «Уж ты поле мое» и дайте в тетради краткую эмоциональную характеристику этой песне. При выполнении работы обратите внимание на движение мелодии и связь ее с текстом песни. (Работа выполняется с помощью «Эмоционального словаря».

Далее идет промежуточное оценивание работы обучающихся с помощью смайл-карточек).

– А сейчас прослушайте песню «Взятие Казани». О чем эта песня? (Слайд №3)

– Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими. Летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют реальные исторические лица. Кто может назвать героев русских исторических песен?

– Молодцы, ребята. Надо отметить, что жанр исторической песни очень тесно смыкается с другим жанром русской народной песни. Кто может догадаться, как называется этот жанр? (Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).

– Совершенно верно! Эти песни еще назывались «рекрутскими песнями». Рекрутами в царской армии называли солдат, только что призванных на службу. Скажите, для чего нужны были эти песни? (Слайд №4).

– Совершенно верно, молодцы, ребята. Послушайте фрагменты старинной солдатской песни «Не страшна нам смерть в боях» и рекрутской песни «Ой, да ты калинушка». Это две совершенно разные по содержанию и настроению солдатские песни. Напишите в тетрадях краткую музыкально-эмоциональную характеристику этих песен.

  • Физкультминутка.

– Сейчас прозвучит уже знакомая вам строевая солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Кто скажет, почему эта песня называется «строевой»?

– Верно! Так давайте и мы немного походим в «солдатском строю», только на месте, и сделаем несколько знакомых упражнений. Встали!

– Молодцы, садитесь! А теперь переходим к самым веселым, солнечным русским песням, в которых смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни? (Слайд №5).

– Правильно! Без этих коротких четверостиший не обходились раньше, не обходятся и сейчас любые праздники, радостные события в жизни людей. Поются частушки под гармонь, баян, балалайку, а часто без всякого музыкального сопровождения.

Частушка всегда в той или иной мере – экспромт, импровизация. Они создаются и исполняются только на современные темы, это своеобразная реакция на факты и события, которые волнуют человека сейчас, в данную минуту. В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она – лучшее место для прогулок.

Для девочек и мальчиков, юношей и девушек в деревне девятнадцатого века главной забавой были уличные гулянья. Девушки и парни ходили по улице и пели куплеты, высмеивая друг друга. Иногда, встретившись где-нибудь на площади, на мосту, вместе танцевали и снова пели частушки. По современной улице не только в городе, но и в деревне особенно не походишь: много машин. Но частушки могут сыграть свое весёлое действие на школьных вечерах. Тем и хороши они, что сочинять их можно самим и петь в них о самих себе.

  • Мозговой штурм.

– Мы с вами тоже сегодня немного посочиняем. Я сейчас каждой группе из 4-х человек (2 парты) даю первую часть (две строчки) частушки, а вы в течение пяти минут сочиняете продолжение.

– А теперь прослушайте и простучите ритм будущей частушки (Учитель поет частушку).

–Итак, начали!

  • Вокальная работа.

– А теперь споем то, что у вас получилось.(На случай, если какая-либо группа не справится с заданием, у учителя должны быть заготовлены варианты частушек и предложены детям для исполнения). Параллельно идет отработка навыков правильного звукоизвлечения, артикуляции, дыхания.

– Молодцы! Скажите, пожалуйста, без чего на селе не обходился и не обходится сейчас ни один праздник?

– Правильно! Существует много народных песен, которые сопровождаются танцевальными движениями. Это хороводные и плясовые песни (Слайд №6).

– Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое хоровод?

– В общем, верно. Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый  танец. В старину хороводные песни иногда были связаны с календарными праздниками. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмёркой.

Элементы театрального действия заключались в том, что обычно выбирался один или несколько «актёров», которые в середине круга показывали действие. Послушайте, как звучит хороводная песня.

–Хороводы бывают быстрые и медленные. Определите сами, каковы главные отличительные особенности хороводных песен?

– А кто из вас вспомнит сейчас пример плясовой песни? (Слайд № 7).

– Молодцы! А сейчас послушайте два фрагмента из песен и определите, к какому жанру они относятся. Звучат фрагменты песен: «Светит месяц» и «Во поле береза стояла».

– Все верно, хорошо. Кто-нибудь из вас догадается, в чем главное отличие хороводных песен от плясовых?

– Молодцы, хорошо!

– А сейчас в форме сиквейна мы с вами подведем итог нашей совместной работы на последних двух уроках.

– Итак, запишем в тетради, что у нас получилось:

  • Песня

  • Родная, живая

  • Сохраняет, поет, радует,

  • Песня – наша память,

  • Душа.

– Ребята, покажите свои карточки с общим настроением нашего урока.

– Я рада, что урок вам понравился! У нас осталось ещё несколько минут, и мы должны оценить свою работу на уроке. Я буду называть имена ребят, которые очень активно поработали сегодня, а вы поднимайте наши оценочные карточки. Давайте будем добрее друг к другу! Итак:

1.

2.

3.

4.

5.

– Благодарю всех за урок, до свиданья!

Слушание песни «Уж ты поле мое» и работа в тетради.

Слушание песни «Взятие Казани».

– Эта песня о походе Ивана Грозного на Казань и разгроме татар.

– Петр I, Стенька Разин, Емельян Пугачев, Александр Суворов, Михаил Кутузов и т. д.

– Солдатская песня.

– Солдатские, или рекрутские песни нужны были для того, чтобы легче было переносить трудности солдатской службы, чтобы поднять настроение солдату.

Слушание песен.

Работа в тетради с последующей самооценкой.

– У нее очень четкий и ровный ритм, поэтому под нее хорошо идти строем.

Звучит песня, ребята выполняют упражнения.

– Это частушки.

Ребята простукивают метроритмическую формулу частушки.

Работа в группах.

Исполнение по группам.

– Без русской пляски.

– Это танец с движением по кругу.

Ребята слушают фрагмент из хороводной песни «Прялица».

– Все они обязательно имеют множество повторов и четкий метроритмический рисунок.

Ребята могут вспомнить «Барыню», «Калинку».

– «Во поле береза стояла» – хороводная песня, а «Светит месяц» — плясовая.

– Хоровод исполняют много людей сразу, а пляска – это танец одного или нескольких человек.

Ребята предлагают:

  • песня.

  • Народная, живая, родная, ит.д.

  • Сохраняет, поет, живет, исполняет, радует и т. д.

  • Песня – наша жизнь, песня – наша память,

  • Память, душа.

Дети поднимают карточки.

Идет оценивание обучающихся.

Тест: Входной тест «Русская народная песня» по музыкальному воспитанию

Тест: Входной тест «Русская народная песня» по музыкальному воспитанию — Музыка 5 класс

Английский язык

Астрономия

Белорусский язык

Биология

География

ИЗО

Информатика

История

Итальянский язык

Краеведение

Литература

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ

Русский язык

Технология

Физика

Физкультура

Химия

Черчение

Для учителей

Дошкольникам

VIP — доступ

  • Предметы
  • »

  • Музыка
  • »

  • 5 класс
  • »

  • Входной тест «Русская народная песня» по музыкальному воспитанию

Входной тест «Русская народная песня» по музыкальному воспитанию

Тест по музыкальному воспитанию предназначен для обучающихся реабилитационно-подготовительного курса (РПК), может быть использован в общеобразовательной, коррекционной школе.

Музыка 5 класс | Автор: Трофимова Вероника Вячеславовна | ID: 3798 | Дата: 2.2.2015

Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться



Вопрос №
1

Что означает слово фольклор?

Народные предпочтения.
Народная мудрость.
Народное мнение.


Вопрос №
2

Жанр русской народной песни?

Протяжно-вытяжная.
Протяжно-сатирическая.
Протяжно-лическая.


Вопрос №
3

Манера пения народно-певческий коллектив?

Академическая.
Народная.
Эстрадная.


Вопрос №
4

Что исполняют народные певческие коллективы?

Сказки в музыкальном сопровождении.
Русские народные песни.
Современные эстрадные песни.
Романсы.


Вопрос №
5

Жанр музыкального фольклора?

Былина.
Частушки.
Легенда.
Сказка.


Вопрос №
6

Жизненное событие, сопровождающиеся русской народной песней?

Первые шаги.
Свадьба.
Совершеннолетие.


Вопрос №
7

Символ-образ, встречающийся в русских народных песнях?

Серые гуси.
Гуси-лебеди.
Лебедушка.


Вопрос №
8

Какие голоса составляют основу народного хора?

Низкие женские и высокие мужские голоса.
Низкие мужские и высокие женские голоса.


Вопрос №
9

Кто выполняет функции дирижера в народном хоре?

Запевала.
Дирижер.


Вопрос №
10

Могут ли двигаться поющие народного хора при исполнении плясовой или хороводной песни?

Да.
Не много.
Нет.


Вопрос №
11

Каков максимальный количественный состав народного ансамбля?

15 человек.
25 человек.
50 человек.


Вопрос №
12

Каков минимальный количественный состав народного ансамбля?

2 человека.
4 человека.
3 человека.



Показать ответы

Получение сертификата
о прохождении теста

Доступно только зарегистрированным пользователям

© TestEdu.ru 2013-2022

E-mail администратора: [email protected]

Из России с любовью: русская народная музыка на балалайке

Дизайн: Эмили Винг
Вашингтонский университет

Резюме
Учащиеся будут слушать и играть русскую музыку с упором на балалайку и аккордеон. Также по частям сыграют русскую народную мелодию «Тачанка».

Предлагаемые уровни: 3-5, 6-8, 9-12
Страна: Россия
Регион: Северная Евразия
Культурная группа: Русский
Жанр: Мировой
Инструменты: Любой
Язык: Русский
Дополнительные направления: обществознание, танцы
Национальные стандарты: 2, 5, 6, 8, 9
Пререквизиты: нет

Цели:

  • Базовые знания языка, географии и музыкальной культуры России

Материал:

  • «Калитка» из Балалайка: Монитор представляет Андреевский ансамбль балалаек
  • «Вагон мчится» из Александр Зелкин поет луговые и другие русские песни, старые и новые
  • «Тачанка» из Александр Зелкин поет луговые и другие русские песни, старые и новые
  • Изображение балалайки
  • Карты России

«Калитка»
из Балалайка: Монитор представляет Ансамбль балалаек Андреева (1990) | MON61713

«Вот Мчица Тройка»
из Александр Зелкин поет Луговые и другие русские песни, старые и новые MON00703

«Тачанка»

Уроки:

  1. Прослушивание русской народной музыки (НС 6, 8, 9)
  2. Россия и Балалайка (НС 2, 8, 9)
  3. Русская народная песня «Тачанка» (НС 2, 5, 6, 8, 9)

Урок 1. Прослушивание русской народной музыки

Процедура:

  1. Спектакль «Калитка»
    1. Перед прослушиванием помогите учащимся ответить на следующие вопросы:
    2. На каких инструментах играют? (Ответ: балалайка, домра, аккордеон)
    3. Как вы думаете, как они играют? (Ответ: на этих инструментах играют плектром/медиатором)
  2. При повторном прослушивании спросите:
    1. Вы что-нибудь заметили в тональности этого произведения? (Ответ: мажор, но много тонизаций других тональностей)
    2. Вы слышите общую форму? (Ответ: Да.)
    3. Какова общая форма?
  3. Игра «Тренер мчится»
  4. Перед прослушиванием помогите учащимся услышать, задав следующие вопросы:
    1. На каких инструментах играют? (Ответ: Балалайка, кларнет)
    2. Можете ли вы изобразить, что играете ими с фигурой?
  5. Прослушайте его во второй раз и задайте следующие вопросы:
    1. На каком языке он поет? (Чтобы направить их к «русскому», вы можете задать более конкретные языковые вопросы, чтобы отвлечь их от других языков; например, это английский? Это испанский? Это французский?)
    2. Откуда может быть эта музыка?
    3. Какова тональность этого произведения? (Ответ: несовершеннолетний)
    4. Что делают балалайка и кларнет в начале произведения? Ответ: Балалайка и кларнет — это мелодия и контрмелодия соответственно.

Оценка:

  • Могут ли ученики ответить на все вопросы?

Сегмент 2. Россия и Балалайка

Процедура:

  1. Показать карту России и прилегающих территорий.
  2. Покажите изображения аккордеона и раздайте их небольшим группам.
  3. Обсудите части аккордеона: мехи, трости, поддон, корпус.
  4. Если есть аккордеон, принесите его, чтобы показать ученикам.
  5. Покажите изображения различных балалайок и раздайте их небольшим группам.
  6. Проведите краткое обсуждение частей балалайки и ее сходства с гитарой: струны, плектр (для больших балалайок), деревянный (еловый или пихтовый) корпус, строй.
  7. Если есть балалайка, покажите ученикам. Продемонстрируйте, как он держится, каковы его компоненты и как в него играют.
  8. Резюме обсуждения:
    1. Откуда родом балалайка? (Ответ: Россия)
    2. Попросите учеников продемонстрировать игру на балалайке.

Оценка:

  • Участвовали ли учащиеся в обсуждении?

Урок 3. Русская народная песня «Тачанка»

Процедура:

  1. Прослушайте «Тачанку».
    1. Перед прослушиванием попросите их обратить особое внимание на мелодию
  2. Игра «Мелодия Тачанки» на инструментах (см. обозначения).
    1. Можно играть на любом инструменте. Транскрипция написана для инструмента C, поэтому учащимся, возможно, придется транспонировать
    2. .

  3. Прослушать «Тачанку» второй раз.
    1. Перед прослушиванием спросите, какие еще инструменты есть (малый барабан, аккордеон, балалайка, бас)
  4. Спектакль «Тачанка» (см. обозначения).
    1. Пусть все учащиеся отработают партию ударных, хлопая в ладоши в такт, в то время как фортепиано играет партию баса ИЛИ учащиеся топают ногой в такт
    2. Примечания к инструментам: я включил свою оригинальную транскрипцию «Тачанки», которая включает в себя инструменты из голоса, «мандолины» (балалайки), аккордеона и малого барабана, но инструменты можно легко изменить, чтобы включить всего две партии в зависимости от возрастной уровень группы.
  5. Планы для разных возрастных групп:
    1. Спектакль «Тачанка» — 3-5 классы
      1. Разделите класс пополам.
      2. Половина класса будет играть на инструментах Орфа мелодию Тачанки.
      3. Другая половина класса будет играть партию перкуссии, используя перкуссию тела (например, топ-хлоп топ-хлоп топ-хлоп топ-хлоп)
      4. Учитель может использовать фортепиано, чтобы добавить партию Contrabass.
      5. запчасти.
    2. Спектакль «Тачанка» — 6-8 классы
      1. Разделите класс пополам.
      2. Половина класса будет играть на инструментах мелодию Тачанки.
      3. Другая половина класса будет играть партию перкуссии, используя перкуссию тела (например, штампы и хлопки). Если малый барабан доступен, выберите одного ученика, который будет играть партию малого барабана.
      4. Выберите небольшую группу учащихся для игры на балалайке (предпочтительно на инструментах с более высоким звуком, например, на скрипке или флейте). Ноты следует играть пиццикато или стаккато (если пицца невозможна).
      5. Учитель может использовать фортепиано, чтобы добавить партию Contrabass.
    3. Спектакль «Тачанка» — 9-12 классы
      1. Низкие инструменты должны играть партию контрабаса (например, бас, виолончель, туба, тромбон)
      2. Перкуссия может играть партию малого барабана.
      3. Для оркестра выберите группу учеников, которые будут хлопать в ладоши по струне малого барабана.
      4. Выберите небольшую группу учащихся для игры на линии «мандолина» (балалайка). Ноты следует играть пиццикато (или стаккато, если пиццикато не подходит)
      5. vВыберите небольшую группу учеников, чтобы сыграть на аккордеоне.
      6. Учащиеся, играющие вступление на балалайке/аккордеоне, могут переходить к другим частям после вступления.

Оценка:

  • Участвовали ли ученики в представлении? Применили ли они прослушивание к собственному исполнению?

Запоминающиеся русские детские песенки, которые понравятся детям» KidsTravelBooks

Need fun Русские детские песенки , чтобы рассказать детям о России? Вот 5 лучших песен, которые я нашел на YouTube. Эти песни запоминаются даже для таких людей, как я, которые не говорят по-русски! Мои дети даже просили послушать еще раз. Если этого недостаточно, есть также некоторые ресурсы для большего количества детских книг, чтобы выучить несколько песен на русском языке, и плейлист Spotify из 50 песен. Не забудьте ознакомиться с нашими русскими детскими книгами .

Помогите поддержать детские книги о путешествиях и прикрепите это на потом.

Пусть всегда будет солнце – русская детская песенка и на английском языке

«Пусть всегда будет солнце» — популярная советская детская песня. Он был написан в 1962 году на слова из стихотворения, написанного в 1920-х годах. Ее пели ребята из «Маленьких октябристов» или «Пионеров» во время сборов и сборов.

Также есть версия песни популярного канадского исполнителя Раффи, которая исполняется на разных языках, включая английский.

Лучше на свете нет ничего лучше – Бременские музыканты

Эта веселая русская детская песенка основана на популярной немецкой басне Бременские музыканты . Сама песня «Нет ничего лучше на свете» является короткой частью анимационного фильма. Я думаю, что у него забавный звук и отличная анимация, которая понравится детям, даже если они не знают языка. Но не волнуйтесь, я нашел версию с английскими субтитрами.

Неуклюжий медведь идет по лесу

Описание этой песни переводится как:
По лесу идет косолапый медведь, Собирает шишки, песни поет. Внезапно шишка упала прямо в лоб медведя! .. Мы смотрим и поем любимую мультяшную песенку малыша, которая считалась забавной…

Песня друзей

Это запоминающаяся мелодия, которая нравится детям дошкольного возраста. Найдите минутку, чтобы послушать короткое видео, и я думаю, вы понимаете, почему.

Клара Румянова – Улыбнись

И, наконец, «Улыбнись», эту версию исполняет Клара Румянова. Она была советско-российской актрисой и певицей, чей детский голос использовался во многих детских шоу. Таким образом, это очень узнаваемый голос для поколений россиян.

Ресурсы к другим русским детским песням

Выше приведено лишь небольшое превью некоторых песен, которые дети могут знать, когда росли в России. Вот еще несколько ресурсов, которые могут вам понравиться.

Teach Me Everyday Russian – Изучение русского языка для детей

Это серия книг для изучения иностранных языков для детей. Что мне в ней нравится, так это то, что она на английском и русском языках и поставляется с компакт-диском. Хотя это может быть не самое аутентичное произношение или песни, это хорошее введение для маленьких детей, и его интересно слушать.

У нас также есть другие детские книги в России для ознакомления.

Мама Лиза – Русские песни и стишки для детей

Сайт Мама Лизы посвящен международной музыке и культуре.