Презентация - Песня - душа народа. Песня душа народа
Cочинение Песня душа народа 6, 8 класс
У каждого народа есть своя культура, которую он бережно и ревностно хранит, так как без этой истории у него нет будущего, и эта уже доказанная аксиома. Культура, дает человеку первичное представление о характере и душе народа, который является ее непосредственным носителем.
Песня и музыкальная культура, очень хорошо отражает душу человека, так как через нее можно поглубже окунутся в этот бездонный мир, который на первый взгляд кажется пустым и скучным. Песня сопровождает жизнь человека постоянно, так как при рождении и до самой смерти она сопровождает его, иногда в веселье, а иногда и в горе. Во все времена она помогала человеку переживать различные трудности и лишения, так как в песнях человек, а иногда и целые народы, выражали свои чувства и отношения к различным проблемам и радостям.
Стоит вспомнить военные времена, когда наша Родина находилась в опасности, то песня и музыка помогали нашим дедам и прадедам уверенно идти в бой, так как в песнях отражалась боль и героизм всего народа. Люди постоянно слушают и постоянно поют песни, так как при этом действии они просто отдыхают, а через них, у нас появляется уникальная возможность узнать про прошлое этого определенного народа, так как в этих словах и музыке, скрыта самая настоящая история, которую необходимо знать и любить.
Стоит отметить самое главное, что объединяет человека и песню, это его душа, которая иногда просит праздника, а иногда просто грустит и именно через песню, мы сможем понять душевный настрой этого человека. Песня всегда была и будет самым верным и самым лучшим другом человека, так, как только она сможет помочь в самую трудную и безвыходную ситуацию, а это очень дорогого стоит. Песня, это настоящая душа любого народа и это обстоятельство стоит учитывать, так как она имеет очень большую культурную ценность.
Вариант №2
Сложно описать любовь русского народа к песни. Это часть нашей культуры, менталитета и сознания. Песня сопровождает народ с древних времен. Поют, как на свадьбе, так и на похоронах. Поют в горе и в радости. Поют в доме и на работе (можно вспомнить, как описаны крестьяне, которые даже в поле поют). Сильный русский народ не сдается в бедности, в период войны и разрухи. Русские народные песни – это путеводитель в историю наших предков, потому что именно так можно узнать, как жил народ, какие были традиции. А насколько же прекрасны песни о любви к родине и матери. Как тонко чувствовали поэты и музыканты любовь, передавали свое понимание другим. Беречь народные песни, как национальное достояние – значит чтить свою историю и историю своего народа.
Особое внимание занимают песни, которые являются символом победы во Второй мировой войне. Романс «Гори, гори, моя звезда…» - символ музыкального творчества, который вечен, как и душа человека. Песни Советского Союза занимают особое место в культуре. В них отображается любовь к родине, народу и вождю.
Песня навсегда останется характерной чертой самосознания русского народа. Мы будем всегда помнить музыкальные традиции, которые идут от Шаляпина и Руслановой до современников – Бунтова, Петрова и других. Ведь песня – это часть нашей душевной организации. Русская песня уже долгое время славится не только на территории России, но и в других странах. Продвижение гармоничных мелодий и осмысленных текстов позволит принести в культуру одно из наибольших достояний народа. Не каждый пишет стихи и поет, как Высоцкий, но каждый может выбирать: кого слушать и чтить.
Песня была и остается верным спутником человека. Это отличный способ прочувствовать новые эмоции, слиться с природой, почувствовать внутреннюю силу, а также пережить негативные переживания. Не зря же наши деды и прадеды отдавались ремеслу в полной мере.
Песня душа народа сочинение
У каждого народа своя, особенная культура. Традиционно – это обряды и праздники, язык, национальный костюм, музыкальные инструменты, орнамент. Каждый народ богат своим фольклором: сказками, поговорками, пословицами. Но, ни одно устное творчество не отражает в полной мере характер и речь народа так, как это делает песня. Именно в ней познается глубина народной души, раскрываются все ее тайны. Без песни их трудно выразить по-другому.
Песня – хранительница истории, обрядов и традиций. Она связывает прошлое с настоящим и будущим нации. Слова народных песен передаются из уст в уста, из поколения – в поколение, из одного селения – в другое.
Человек рождается с песней: весь человеческий род сопровождают нежные колыбельные, льющиеся из маминых уст. Они хранятся в памяти всю жизнь и согревают в трудную минуту. С песней грустной, заупокойной, человек уходит.
Историческая песня была верным спутником в походах и кровавых сражениях. Она помогала уверенно идти в бой, отражая героический дух народа. Старорусские певцы-сказители слагали песни величальные, прославляющие богатырей, образы которых оживают в песнях-былинах.
В песне исторической трудовой воспевалась тяжелая доля крепостных крестьян, их протест против барщины, унижения. Они помогали батракам выполнять тяжкую работу, одновременно напрягая силы. Бурлацкая «Дубинушка» - общеизвестный пример таких песен.
Песня народная обрядовая сопровождает религиозные и семейные праздники. Так, обряды, исполняемые в христианский Сочельник, назывались колядками. Они скрывали в себе заклинательный смысл с пожеланиями счастья, материального благополучия, богатого урожая. С приходом весны применялись другие обычаи: на Благовещение и Пасху девушки пели веснянки. Песни свадебные сопровождали молодых под венец. Они отличались особой лиричностью.
Народная песня оказывала особое влияние на русских композиторов. Так, ее красоту воспели в своих шедеврах Глинка и Чайковский, Бородин и Римский-Корсаков, Мусоргский и Прокофьев…
Песня, как душа народа – исцеляет и утешает, воспитывает и поучает, веселит и высмеивает. Грустная и веселая, мужская и женская, сольная и хоровая, песня всегда была и останется верным спутником человека и неотъемлемой частью народного фольклора.
6 класс, 8 класс. По литературе кратко
Песня душа народа Сейчас читают:- Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
В комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование
- Сочинение на тему Родительский дом начало начал
Какие светлые слова – род, родина, родители. Не зря именно они есть в каждом букваре, с них начинается русского языка. Так первоклассники вместе с буквами запоминают и основные моральные ценности нашей страны, её святыни.
- Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 5 класс
На картине известного белорусского живописца Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды» изображен натюрморт с ярким и многоликим разнообразием флоры и плодов. По своим параметрам: композиции, характеру освещения, цветовой гамме, работа очень сложная.
- Сочинение Анализ дуэли Гринева и Швабрина
События, которые действительно происходили в действительности затронуты в произведении Пушкина «Капитанская дочка». Главным историческим событием является бунт, который возглавил Пугачев. В произведении есть эпизод дуэли.
uchim-klass.ru
РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА | Блог Василий Лычковский
Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру
* * *
Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?
Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.
Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа».
Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры.
Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание.
Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров.
Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».
Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности.
Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры.
Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» - И. Макаров, «Варяг» - Я. Репинский, «Вечерний звон» - И. Козлов, «Лучинушка» - Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.
Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.
С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая под стать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)
Ой, ты, доля горькая – лучинушка,
Плачет в поле девичья краса,
Словно долю женскую – судьбинушку
У России – матушки взяла.
И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.
Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью.
Здесь предстает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь.
Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.
И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.
Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью. Народно-эпические баллады, сказания руны воссоздают картины седой древности, величие и героизм народа.
Песни о великих русских победах, о наших дедах, потомках русских богатырей, поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь своего прошлого с настоящим ( «Варяг», «Дело было под Полтавой», «Сусанин», «Солдатушки – ребятушки», «Ермак» и др.)
Русская песня – живая исповедь нашего народа. Она отражает не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события, порою глубоко отрицательные.
Такие песни, как «Из-за острова на стержень», «Дубинушка», «Хаз Булат удалой», «Александровский централ» - говорят о сложнейшей многострадальной судьбе России.
В них откровенно исповедуются самые страшные, смертельные грехи – убийство, язычество, вольнодумство, вероотступничество, цареубийство:
Но настанет пора и проснется народ,
Разогнет он могучую спину.
И на бар, на царя, на попов и господ ,
Он отыщет покрепче дубину.
«Дубинушка»
Есть преступники большие
Им не нравился закон
И они за правду встали
Чтоб разрушить царский трон.
«Александровский централ»
Но, надо отдать должное – таких песен мало. Ведь идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»
Русь святую разоряют,
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!
«Вспомним, братцы, Русь и славу»
Ты бери коня,
Что не лучшего,
Ты беги, беги, мать,
Во святую Русь.
«Как за речкою, да за Дарьею»
Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.
Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение.
Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.
В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера.
В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно.
В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность.
Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.
Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:
«Вспомним братцы, Русь и славу,
И пойдем врагов разить.
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить.»
(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)
Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:
Как затянет, как зальется
Песней русскою народ,
И откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет.»
(«Что за песни»)
Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость.
Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре.
Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры.
Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.
Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя.
Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию.
Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.
Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь.
А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий ни к чему не обязывающий городской современный фольклер, где от русской песни присутствует очень мало.
Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».
Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.
Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» - символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.
Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.
Народная песня не только сохранилась, но и развивается.
Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни.
Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!
Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год
Источник http://www.irinaskorik.ru/inde...
Треклист:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА — ЗАПИСИ 1920-193001. Жило двенадцать разбойников.02. Вниз по матушке по Волге.03. Из-за острова.04. Ты взойди, взойди.05. Эй, ухнем.06. Ноченька.07. Дубинушка.08. Эх, ты Ванька.09. Прощай, радость.10. Не велят Маше.11. Ночной смотр.РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ЛИДИИ РУСЛАНОВОЙ — ЗАПИСИ 1934-195412. Меж высоких хлебов затерялося.13. Светит месяц.14. Ой да ты подуй, ветер низовой.15. На улице дождик, а во поле туман.16. Валенки.17. Расти, моя калинушка.18. Златые горы.19. По муромской дорожке.20. При долине куст калины.21. Живет моя красотка.22. Извозчичек.23. Эй, матушка.24. За реченькой диво.25. Степь да степь кругом.26. По диким степям Забайкалья.27. Вот мчится тройка удалая.28. Посею лебеду.29. Очаровательные глазки.30. Коробейники.31. Утушка луговая, молодушка молодая.32. Кумушка.33. Снега белые, пушистые.34. Цвели цветики.35. Березка.36. Окрасился месяц багрянцем.37. Уж ты, сад.38. Вниз по Волге-реке.39. Камаринская.40. На улице дождик.41. Я на горку шла.42. Уж ты, бабочка молоденькая.РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО — ЗАПИСИ 1947-195543. Ах ты, степь широкая.44. Липа вековая.45. За реченькой яр хмель.46. То не вечер ветку клонит.47. Степь да степь кругом.48. Вороные-удалые.49. Коробейники.50. Ой да ты, калинушка.51. Не одна во поле дороженька.52. Однозвучно гремит колокольчик.53. Сад.
×cont.ws
"Песня - душа народа" - сочинение (6, 7 класс)
Оцените сочинение:Для того, чтобы в полной мере понять особенности и характер народа, нужно обратиться к его песням. Издавна песни отражали все происходящие в жизни народа события, его к ним отношение. Они показывали, что является главным для людей, что их беспокоит.
Ни одно событие в жизни человека не обходится без песни. Она может быть радостной, например: свадебная или рождественская, а может быть грустной – заупокойная. В песнях воспевается приход весны, начало жизни, любовь, верность, исторические события. Они воспитывают молодое поколение, прививая им систему ценностей, принятую в их обществе.
Не только слова в песнях имеют значение. У каждого народа свои узнаваемые мелодии. Думаю, никто не сможет спутать индийскую народную мелодию с русской или немецкой. В них тоже отражается душа и характер людей.
Далеко не всегда известен автор этих песен, но они передаются из уст в уста, не теряя при этом смысла. А некоторые песни, написанные именитыми музыкантами, настолько пришлись людям по душе, что со временем стали народными. Это говорит о том, что автору удалось достучаться до людей, попасть в самое сердце. Создателя уже давно может не быть среди нас, а песня его жива и продолжает радовать.
А что может сравниться с материнской колыбельной? Когда мама, качая в кроватке малыша, тихо напевает ему нежную песню, а он засыпает под эти звуки. Эти воспоминания остаются с человеком на всю жизнь и согревают его в смутные времена. А ведь большинство этих песен тоже народные. Они рождены общим сознанием, чувством.
Во многих песнях описывается красота родной природы. Слушая их, невольно переносишься в те места, чувствуешь запах трав, легкий ветерок на коже, слышишь щебет птиц и плеск речной волны. Как можно их не любить? Душа нашего народа, безусловно, красива и чиста, чтобы это понять, достаточно послушать наши песни.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
sdam-na5.ru
Презентация «Песня - душа народа»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Песня –душа народа1
Слайд 2
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.2
Слайд 3
Песня – душа народаПесня – хранительница истории, народных традиций и обрядов. В песне отражаются особенности народного характера, речи.3
Слайд 4
Жанры русских народных песен4
Слайд 5
Лирические песнинародные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. 5
Слайд 6
Протяжные песниМногие из лирических песен называют протяжными: в них широко распеваются гласные. В народе это называлось «водить голосом». «Уже в старину-то голосом водили, водили. Старинная песня как река льётся, с извилинами да с загонами», — говорила о протяжных песнях народная исполнительница.6
Слайд 7
Игровые песниПесни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки7
Слайд 8
Хороводные песни8
Слайд 9
Во поле берёза стояла9
Слайд 10
Трудовые песниИлья Репин. «Бурлаки на Волге»10
Слайд 11
«Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем ее» Михаил Иванович Глинка11
Слайд 12
Петр Ильич ЧайковскийСимфония № 4 (финал) Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. 12
Слайд 13
Сергей Есенин «Русская песня»Песня русская в березах, Песня русская в хлебах – На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Кто сложил ее, не знаю, Только песня та добра, Песня с детства мне родная И подруга, и сестра! А слова ее простые Душу трогают до слез, столько песен из России, Сколько в рощицах берез. Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, что охота подпевать… Столько песен у России, - Никому не сосчитать.13
Слайд 14
Источники:http://zhazh.ru/future/view/652 http://www.ikirov.ru/journal/entsiklopediya-potrebitelya-art-chto-takoe-malyie-zhanryi-folklora.html http://slavyanskaya-kultura.ru http://www.uni-altai.ru/vospit/tvor_kol/skaz/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Симфония_№_4_(Чайковский) МАСЛОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА Г. МАГНИТОГОРСК МАОУ «СОШ №56 УИМ»14
lusana.ru
Песня – душа народа - Литературная газета
О песне в последнее время говорят и пишут многое. После грустного для нас финала «Евровидения» особенно. Но, как известно, выпускник Школы-студии МХАТ Сергей Лазарев, представлявший Россию, пел по-английски… А найдётся ли в нашем отечестве произведение, которое можно было бы исполнить в Европе на русском? Если бы, конечно, его кто-то искал. Увы… «ЛГ» о песне пишет давно. Напечатанные почти 10 лет назад полемические заметки Юрия Полякова и сегодня актуальны. Тексты песен лучше, к сожалению, не стали. Об этом и многом другом рассуждает автор многих хороших и любимых в народе песен Владимир Лазарев.
Произошло это ещё до смутного времени и пресловутой перестройки: появились не сразу заметные признаки культурного распада общества. Ещё в брежневскую эпоху зародилась песенная индустрия (полная противоположность подлинному фольклору): музыка и слова низкого пошиба – варварские скороспелки. Ещё Гёте когда-то предсказывал появление в мире «мануфактур-поэзии». Добавим: и такой же музыки. Но это даже не мануфактур-искусство, это нечто худшее и более опасное. То, что превратилось потом в эпоху первоначального накопления капитала в абсолютную какофонию (в переводе с греческого – дурной звук, сумбурное, фальшивое сочетание звуков).
В своё время я несколько раз выступал в печати против песенной индустрии. Имея опыт в составлении московских сборников «День поэзии» (дважды), я решил противопоставить названной индустрии «День песни». Видные и даже выдающиеся мастера культуры с радостью откликнулись на моё предложение принять участие в создании такого сборника. Всего было составлено семь «Дней песни», шесть из них увидели свет, а седьмой, очень насыщенный, затерялся и пропал в недрах типографии издательства «Советский композитор» во время перестройки.
Помню, как мы смеялись над звучавшей тогда с эстрады песенкой:
На пути к своей мечте
Вышла замуж в темноте!
Но это были лишь цветочки по сравнению с тем, что звучит сейчас.
В «Дне песни» были представлены не только лучшие произведения текущего времени и прошлого, но и замечательные статьи. Совершенно редкое по своему значению и выразительности высказывание Дмитрия Шостаковича о подлинной песне, о её типологической единственности и неповторимости в творчестве композитора. Аналитические эссе Евгения Светланова о Борисе Мокроусове и Александры Пахмутовой о Соловьёве-Седом. Исповедально звучат выступления композиторов Марка Фрадкина, Андрея Эшпая, Валентина Левашова, Анатолия Новикова, поэтов Виктора Бокова, Михаила Матусовского. Композитор и историк песни Юрий Бирюков в своей обстоятельной статье цитирует письмо Георгия Свиридова ко мне о том, как была написана песня на стихи Александра Твардовского «Солдатская шинель»: редчайший случай в творчестве великого поэта. Молодой тогда автор Святослав Бэлза написал о единственном вдохновенном романе Скрябина. Профессор Московской консерватории Анна Руднева в статье «Живая память души», ко всему прочему, с горечью заметила, что никак не удаётся создать научно-исследовательский институт по изучению богатейшего русского фольклора.
На призыв принять участие в создании целенаправленного сборника «День песни» горячо откликнулись тогда и музыканты других республик: Константин Орбелян из Армении, композитор Игорь Лученок и дирижёр Григорий Ширма из Белоруссии. Выдающийся эстонский дирижёр Густав Эрнесакс в беседе со мной не преминул заметить о разрушении песенной культуры. С ним перекликается и мнение главного дирижёра хора Всесоюзного радио Клавдия Птицы в статье «О высокой культуре пения».
Приведу отрывок из диалога Георгия Свиридова с академиком Дмитрием Лихачёвым («День песни», № 4):
Г. Свиридов. Когда слово поётся, оно становится ещё более выразительным. Поэтому музыка XIX века, классика, так изумительно выразилась в опере и романсе.
Д. Лихачёв. Но этому противоречат нынешние песни, которые основываются на двух-трёх словах. Буквально два-три слова выкрикиваются певцом в разных вариациях. Это надоедает, раздражает, это какая-то нищета слова современного!
Г. Свиридов. По этому поводу я вспоминаю притчу о Сократе. Одна женщина, не слишком строгого поведения, сказала ему: «Что ты здесь своими учениками хвастаешься! Достаточно мне только поманить пальцем, и они побегут за мной и тебя бросят». Он ответил: «Возможно. Потому что ты зовёшь их идти с собой вниз, что очень легко. Я же зову их идти со мною вверх, что очень трудно».
Д. Лихачёв. Это великолепно!
Те, кто тогда потворствовал распространению продукции песенной индустрии, а сейчас организует систему массового внедрения в молодёжную среду завлекательных низкопробных попевок, может быть приравнен к такой вот женщине, мягко говоря, не слишком строгого поведения, зовущей идти вниз. Авторы сборников «День песни» страстно звали идти с ними вверх. Иван Семёнович Козловский, выдающийся оперный певец, в своей проникновенной статье «О родниковой чистоте песен» замечает: «Гоголь воскликнул: «Песня – это душа народа!» Истинно так. Народные певческие праздники – моя мечта. С предварительным праздничным шествием по улицам городов, как это традиционно происходит в Эстонии. Сердечные, тёплые праздники песни, как тот, что ежегодно происходит в городе Вязники Владимирской области, на родине Алексея Фатьянова. Всероссийский День песни, с выходом одноимённого сборника к этому времени. Чувство прекрасной песни объединяет нацию.
Но мечте не дано было сбыться. Средства массовой информации заполнила попсовая антикультура. Песням и романсам, написанным в прежнем духе и традициях, есть место лишь на телеканале «Культура». А для лучших прежних песен даже появилась рубрика «Ностальгия». Многие мастера песни ушли из жизни. Из ныне живущих, активно работающих, – старейшие Людмила Лядова и Александра Пахмутова. Композиторы следующего поколения: Евгений Дога, Давид Тухманов, Александр Журбин, Рудольф Мануков. Из более молодых – Игорь Крутой… Когда они приносят в музыкальные редакции радио и телевидения свои новые произведения, редакторы им заученно отвечают: «Может быть, это и неплохо, но не в нашем формате». Эти слова бесстыдно бросают в лицо известным столичным композиторам, я уж не говорю о серьёзных авторах, живущих не в Москве. Им совершенно перекрыт путь в эфир. Жизнь забросила меня в США, в Калифорнию. А там судьба свела с одарённым композитором-мелодистом Михаилом Маргулисом, строго относящимся к своему творчеству. Он пишет песни в лучших традициях XX века. И, заметим, проходят его концерты при полных залах. Зрители – пожилые и молодые – воспринимают его искусство с большой теплотой и отзывчивостью. Наивный, он пытался, по совету многих, посылать свои песни в Москву, в музыкальные редакции радио и телевещания. Они безответно канули – исчезли в чёрном омуте шоу-бизнеса. А что же сегодня расцветает в этом «формате»? Широко звучат даже не дешёвые шлягеры, а нечто, нацарапанное порой самими участниками вокально-инструментальных ансамблей (которые даже этого названия зачастую не заслуживают). Вот, к примеру, такая галиматья о любовном разладе, парень жалуется:
Целый час она курила мои нервы,
В мою кровь специально добавляла лёд.
Девушка – с раздражением:
Слушай, – отвали! Знаешь, нет любви.
Он ей бросает:
Да что ж ты страшная такая, ты такая страшная!
Ты ненакрашенная страшная, И накрашенная!
Подобное можно цитировать бесконечно. Не удивлюсь, если появится женский ансамбль с завлекательным названием «Ноги врозь!».
Общеизвестно стало, что действует грандиозная система взяток. Принося новые песни, редакторам прежде всего платят наличными за сами песни и за их исполнение в эфире. Выработался определённый стиль антиискусства. Эстрада – радио – TV взаимно связаны. Возник заколдованный круг! Дирижёр Клавдий Птица, которого я упоминал выше, писал: «Бороться в искусстве с пошлостью, с назойливостью, с дурным вкусом – это прежде всего создавать образцы высокой культуры». Совершенно справедливо. Но всё дело в том, что такие произведения должны стать широко известны. Александра Пахмутова справедливо печалится: у них с Николаем Добронравовым есть новые молодёжные песни, в том числе и рэповские, и танцевальные, но они не звучат в эфире – их отвергают люди, стоящие у руля в шоу-бизнесе, говорят, что эти песни не столь легкомысленны, как сейчас принято. Душа и гармония не нужны, они не в цене, мол, нужна современная дисгармония. (Заметим, что существует и цивилизованная дисгармония, присущая и большой музыке, а им нужна варварская дисгармония.) Это безумие? Или лукавство с мафиозным оттенком не впускающих в свой клан непосвящённых? Надо сказать откровенно: разыгралась экологическая катастрофа массовой культуры. Как это ни печально, происходит повреждение детских душ. Если не принять меры, появится два или три потерянных поколения. Вот чем обернётся для будущего нынешний шоу-бизнес. Противостоять попсовой антикультуре – общенародное дело. Приходится просить Государственную Думу обсудить и законодательно изменить происходящую ситуацию. Не будем забывать, что истинная песня – душа народа, помогает ему жить и творить, помогает выстоять в суровые и трудные годы.
Владимир ЛАЗАРЕВ
lgz.ru
Песня – душа народа - Сочинения на свободную тему
На мысль китайских исследователей, историю народа можно изучать по смыслу как народных, так и авторских песен. С этим мысленным взором нельзя не согласиться, поскольку украинская песня, которая своим корнями достигает в седую давность, – это гениальная поэтическая биография нашего народа. Во все времена человеческого бытия песня в Украине была органической частицей человеческой жизни, непочатым источником воодушевления, завершенному творением гения народа, дивом из див мира. Жизнь каждого человека начинается с песни, которая льется из материнских уст. Нежные, задушевные мамины песни сопровождают весь человеческий род. Среди народных песен наиболее известные исторические и обрядовые. Песня историческая была в кровавых сечах, в походах, по всем дорогам казацкой славы. Странствовала она млечными путями. Отобразила трудную судьбу, высказывая протест против барщины и крепостничества, солдатчины, унижение. Обрядовые песни – романтически-приподнятые колядки и щедривки – поэтическим словом прославляли трудового человека, отторгали его мысли от будничных проблем. А весной, когда все оживало вокруг, когда красота природы беспокоила чуткие молодые сердца, над украинскими селами звучали веснушки. В этих песнях объединялась радость с тихой грустью. За весной наступало русальное воскресенье, а дальше – подготовка к свадьбе. Дошли
к нашему времени и купальские и жатвенные песни. Они преисполнены бодрым расположением духа, привлекательностью, мечтами о благосостоянии, любовью к природе. Среди народных песен беспокоят душу лирические песни, которые сопровождают молодых под венец. В них – отголосок семейной радости, грусть за не преисполненными мечтами, сетование на трудную судьбу, кручина за настоящей любовью. Среди поэтов-песенников первое слово, безусловно, принадлежит И. Франко, который с молоком матери обрал в себя любовь, которая проявила себя в зрелой поэзии. Поэзии сборника каменщика “Завядшая листва” привлекли внимание композиторов и зазвучали на всю Украину “Красная калина, чего в лузе гнешься?”, “Почему являешься мне во сне?”, “Ой ты, девушка, из ореха зерно” и прочие. Много стихов М. Вороного тоже положено на музыку. Его поэзия никогда не оставляла читателей равнодушными. Магия стихов Вороного не в словах, а в музыкальности каждой строфы, каждой строки. Эта музыкальность, которая смущает, захватывает, беспокоит. В поэзии В. Сосюры, все будто обычное, размеренное, традиционное. Рассказ плывет тихо, спокойно. А душа переполняется непостижимым чувством, аж дух захватывает, когда слышишь: – Так никто не любил. – Через тысячи лет – Лишь приходит подобная любовь. – В день такой расцветает весна на земле – И земля просыпается рано. Песенником 60-х годов XX столетия называют А. Малышка. Его “Песня о полотенце” стало одной из любимейший. Привлекает внимание в этой песне образ полотенца.rus-lit.com
"РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА". Статья Ирины Скорик о русской песне. / АВТОРСКИЕ СТИХИ / Авторское творчество / Главная / Ирина Скорик, старинные романсы, русские песни, Духовные песни
"РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА". Статья Ирины Скорик о русской песне.
РУССКАЯ ПЕСНЯ - ДУША НАРОДА
Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру
* * *
Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?
Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.
Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание.
Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».
Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» - И. Макаров, «Варяг» - Я. Репинский, «Вечерний звон» - И. Козлов, «Лучинушка» - Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.
Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.
С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)
Ой, ты, доля горькая – лучинушка,
Плачет в поле девичья краса,
Словно долю женскую – судьбинушку
У России – матушки взяла.
И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.
Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.
И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.
Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью. Народно-эпические баллады, сказания руны воссоздают картины седой древности, величие и героизм народа. Песни о великих русских победах, о наших дедах, потомках русских богатырей, поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь своего прошлого с настоящим ( «Варяг», «Дело было под Полтавой», «Сусанин», «Солдатушки – ребятушки», «Ермак» и др.)
Русская песня – живая исповедь нашего народа. Она отражает не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события, порою глубоко отрицательные. Такие песни, как «Из-за острова на стержень», «Дубинушка», «Хаз Булат удалой», «Александровский централ» - говорят о сложнейшей многострадальной судьбе России. В них откровенно исповедуются самые страшные, смертельные грехи – убийство, язычество, вольнодумство, вероотступничество, цареубийство:
Но настанет пора и проснется народ, Есть преступники большие
Разогнет он могучую спину. Им не нравился закон
И на бар, на царя, на попов и господ , И они за правду встали
Он отыщет покрепче дубину. Чтоб разрушить царский трон.
«Дубинушка» «Александровский централ»
Но, надо отдать должное – таких песен мало. Ведь идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»
Русь святую разоряют, Ты бери коня,
Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего,
Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать,
Сердце просится на бой! Во святую Русь.
«Вспомним, братцы, Русь и славу» «Как за речкою, да за Дарьею»
Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.
Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.
В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.
Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:
«Вспомним братцы, Русь и славу,
И пойдем врагов разить.
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить.»
(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)
Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:
Как затянет, как зальется
Песней русскою народ,
И откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет.»
(«Что за песни»)
Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.
Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.
Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий ни к чему не обязывающий городской современный фольклер, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».
Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.
Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» - символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.
Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.
Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!
Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год
www.irinaskorik.ru